ирина федосеева
Игра — путешествие «Какие в лесу тайны бывают». Конспект экологического праздника для разновозрастной группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление воспитанников с растениями Красной книги Поветлужья.
Задачи:
1. Формирование активной позиции в области охраны окружающей среды;
2. Привлечение внимания к уникальным уголкам природы Поветлужья;
3. Знакомство воспитанников с проблемой редких и исчезающих видов растений нашей местности.
Предварительная работа: проведение развлечения «Герасим Грачевник», рассматривание стенгазеты «Перелетные птицы», коллективная аппликация-оригами «Грачи прилетели», прослушивание на музыкальном занятии песни «Лесной марш» музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского, чтение и обсуждение отрывков из произведений о весенней природе Н. Сладкова, В. Бианки, К. Паустовского, рассматривание дидактического альбома «Первоцветы», проведение конкурса рисунков «Подснежники», знакомство с «Красной Книгой Нижегородской области», рассматривание иллюстраций этой книги.
Публикация «Игра — путешествие „Какие в лесу тайны бывают“, Конспект экологического праздника для разновозрастной группы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Атрибуты: картинки и фигурки животных, птиц, пресмыкающихся, экологические предупреждающие знаки, иллюстрации и фотографии сон травы, фарфоровая статуэтка прострела лугового, спортивный инвентарь, экологические раскраски.
Действующие лица:
- Старичок Лесовичок – взрослый.
- Ведущий – воспитатель.
Ход мероприятия: дети стоят у окна вместе с воспитателем -ведущим.
Ведущий: Представьте, ребята, как хорошо весной в лесу! Щебечут птицы, цветут подснежники, теплый ветерок играет сухими прошлогодними листьями! Так и хочется присесть на залитую солнцем полянку и отдохнуть!
А за окном у нас хоть и весна по календарю, но холодно, ветрено и метели снова вернулись! Долгий путь у Весны!
Мы с вами уже наблюдали на нашей заветной полянке, когда прилетели первые вестники весны – грачи, а за ними и чибис пожаловал. Обрадовались первым капелям и ручейкам и теплому солнышку, но Зима не хочет оставлять нас, решила, наверное, еще погостить!
А давайте не будем унывать, а отправимся в путешествие Весну встречать? Хотите?
Дети: Да!
Ведущий: Чтобы путешествовать по весеннему лесу, мы с вами должны и одеться по весеннему. Вот вам карточки, на которых изображена одежда. Выберите ту одежду на картинках, которая подходит для похода в весенний лес и объясните, почему. (Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор). Ну, вот, весенняя экипировка готова: резиновые сапоги, куртки, шапочки, перчатки, все в сборе! Можно отправляться!
Ведущий: Представьте себе, что мы идем на лесную проталинку. А кто нам скажет, что такое «проталинка»?
(Объяснения детей).
Ведущий: да, вы все правильно заметили, проталинка- это полянка, которая раньше всего освободилась от снега и прогревается солнечными лучами. Давайте представим, что вот это местечко под окном – это наша проталинка, присаживайтесь на нее! (Дети садятся полукругом вокруг воспитателя).
Хорошую проталинку мы выбрали, но чего-то на ней не хватает? Как вы думаете, чего?
Дети: деревьев, муравьев, птичек, подснежников!
Ведущая: да, теплая полянка, но какая-то пустая, спящая, заколдованная? Кого-бы нам на помощь позвать, полянку оживить? Кто в лесу главный сторож и хранитель, может загадка нам поможет?
Очень странный старичок,
Вместо носика -сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовётся старичок.
Дети: Старичок Лесовичок!
(В группу входит Старичок Лесовичок).
Старичок Лесовичек:
Кто в мой дом проник без спроса?
Кто шумит, ломает, топчет?
Я, серьезный мужичок, старичок-лесовичек.
Я в своем лесу живу,
Охраняю всю траву,
Все деревья и кусты.
Берегу жучков, цветы.
Каждой птичке и зверьку
Помогаю, как могу!
Ведущая: Здравствуйте, Старичок-лесовичок! Ребятки, поздоровайтесь. Не ругайте нас, что мы без спроса в лес пришли, нам помощь ваша нужна! Нашли мы в твоем лесу проталинку, хотели на ней отдохнуть, а она будто заколдованная, ничего на ней не растет, никто по ней не бегает?
Старичок Лесовичок: Всему свое время! Весной земля сначала от снега освободиться должна, затем солнечное тепло её прогреет, и всё, что спит: семена, росточки, силы должны набраться, водой талой напитаться! Вот тогда все полянки-проталинки сменят коричневый наряд на зеленый!
Ведущая:
Ах, как жаль, что мы поторопились
и на проталинке раньше времени очутились!
Весна где-то еще в пути
и чудеса ее мы не увидим на пути!
Старичок Лесовичок: Ну не печальтесь! Не все тайны природа сразу показывает! Есть у меня местечко в сосновом бору, где чудеса случаются!
Да вот боюсь, что вы не справитесь,
заблудитесь, потеряетесь.
Кричать начнете – зверье спугнете!
Ведущая: Ну наши ребятки не такие, мы много книжек о природе прочитали и стараемся ее не обижать, а помогает нам в этом песня «Лесной марш». Вот послушайте её.
(Дети поют песню «Лесной марш» музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского).
Старичок Лесовичок: Да, с хорошей песней и дорога веселей! А правила поведения в лесу нам сами лесные жители подскажут!
Старичок Лесовичок:
Под ноги смотрите, чужой домик не раздавите! Кто это нас встречает у старой коряги?
Дети смотрят на картинку и узнают змею гадюку.
Старичок Лесовичок:
Да, опасная гадюка,
Выползла и греет брюхо.
Увидала нас, шипит!
Осторожно, путь закрыт!
Ведущая: Что же делать, как нам быть, как ее нам обхитрить?
Старичок Лесовичок:
Правило я знаю, есть,
Надо под ноги внимательно весной смотреть!
(Показывает детям запрещающий знак «Не наступи»).
Ведущая:
В копилку правило клади
и под ноги в лесу смотри!
Старичок Лесовичок:
Вот птицы нас услыхали
и чирикать перестали!
И на это правило в лесу есть:
«Не шуми, не мешай,
Птичек в гнездышке не пугай».
Старичок Лесовичок: Не только птички шум в лесу не любят, но и звери от шума бегут, прячутся. А еще звери бояться, когда в лес приходят люди и срубают деревья, обламывают кусты, рвут с корнем травы. Ведь человек у себя дома не стал бы устраивать погром, а в лесу, в доме зверей и птиц шалит, ветки ломает, зверей обижает!
Ведущая: Ребята, подскажите, какой запрещающий знак нам поможет?
Дети придумывают и обсуждают запрещающий знак.
Старичок Лесовичок: Верно, вы, ребятки заметили «Сорвешь веточку – погубишь дерево, погубишь дерево – пропадет лес!»
Старичок Лесовичок: Вы, ребятки, наверное, уже знакомы с шустрыми ежами? Эти веселые зверьки иногда и к людям в сады и огороды заглядывают. Да вот беда, люди их ловят, домой уносят. А ежик, как и любое другое лесное дикое животное, в неволе жить не будет – погибнет. Может вы сможете, запрещающий знак сами придумать поможете?
(Дети обсуждают знак «Не бери домой зверька, не губи напрасно!»).
Старичок Лесовичок: Молодцы, ребята! Много вы сейчас узнали, а чтоб лесные правила не забывали, подарю я вам картинки, но они не простые. Их надо раскрасить, приклеить в книжечку-памятку, запомнить и выполнять!
Ведущая: Старичок Лесовичок, долго мы по лесу бродим, устали. Может присядем у веселого, звонкого ручейка, отдохнем?
(Дети садятся у импровизированного ручейка).
Старичок Лесовичок:
Отдых будет не напрасным,
В корзинке у меня загадок масса!
1. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришёл.
3. Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
4. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
5. Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
6. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Старичок Лесовичок:
Нам совсем немного осталось пройти
И волшебную поляну найти.
Да вот беда, большое болото на пути!
Кто из вас сильный и смелый,
Тот живо болото одолеет!
(Эстафета «Кочки», «Перепрыгни ручеек», «Передай кувшинку другу»).
Старичок Лесовичок:
Ну, вот, мы у цели пути!
Поляна волшебная впереди!
Но снегом она занесена,
И чудеса мои забрала Зима!
Ведущая:
Давайте, ребятки, поможем,
Солнышко позовем, тепла попросим!
Физкультминутка:
Позовем мы Солнышко – дети встают на цыпочки, ручки подняты.
Скажем ему – «Здравствуй!» - хлопают в ладошки, здороваются.
«Помоги нам Солнышко, прогони ненастье!» - машут перед собой руками.
«Покажи нам, Солнышко, первые цветочки!» - приседают,
«Позови из-за морей птичек певчих поскорей!» - вскакивают и машут ручками как птички!
Ведущая: Смотрите, смотрите! Снежок солнышко растопило и на полянке появился голубенький подснежник!
Чуть солнце сильней пригревает,
Чуть радостно луг запестрел,
Навстречу весне раскрывает
Свой венчик лиловый прострел!
Старичок Лесовичок: Полюбуйтесь на этот цветочек! Правда, он красив? В нашей местности растет этот цветок вдалеке от людей, в сосновых лесах за рекой Ветлугой. Про этот цветок люди рассказывают много легенд и преданий, да и названий у цветка несколько. Послушайте, как его называют: прострел (потому, что из-под земли он первый появляется, простреливает, сон трава (потому, что в его соке есть вещества улучшающие сон). В народе есть легенда, увидал как-то мужик, что медведь в лесу откопал какой-то корешок, полизал его, да и спать в берлогу отправился. Проспал всю долгую зиму и проснулся только весной. Мужик тоже попробовал корешок и спал несколько дней, еле разбудили. Поняли так люди, что цветок этот целебный, но очень опасный, применять его надо с большой осторожностью.
А другая легенда рассказывает, будто ранней весной расцвели первые цветочки, увидела их старуха Зима и все заморозила! Одна только сон трава спаслась, потому, что была покрыта пушистыми волосиками, которые и спасли ее от холода. С тех пор этот цветок первый вестник весны считается.
Давно человек знает этот цветок, давно использует его в траволечении, мало стало этих растений, много сорвано, вытоптано, выкопано, выдрано с корнем, редко его встретишь рядом с жильем человека. Поэтому современные люди и придумали записать сон траву в Красную книгу, в которой взяты под охрану многие исчезающие виды растений, птиц, насекомых, животных.
Если вас заинтересовал этот цветок, не рвите его, а лучше сфотографируйте или нарисуйте его. Тогда его красотой могут полюбоваться и другие люди. А еще давайте придумаем предупреждающий знак для таких охраняемых цветов.
Дети придумывают, обсуждают. Затем Старичок Лесовичек прикрепляет готовый знак «Не рви цветы, не губи красоты!».
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие. Много интересного мы узнали. Давайте поблагодарим нашего помощника Старичка Лесовичка и пообещаем ему запомнить и выполнять правила нахождения в лесу. А чтобы показать эти правила и другим, даже не умеющим читать, раскрасим картинки с правилами, которые дал нам Старичок Лесовичок.
Старичок Лесовичок: До свидания, ребята, еще увидимся!