Лариса Сергеева
Проект «Какие тайны хранит космос??»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
При реализации проекта «Какие тайны хранит космос?» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, нашим земляком А. Г. Николаевым.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: 5дней (7 – 11 апреля 2014года)
Предполагаемые результаты:
• Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
• Повышение уровня мотивации к занятиям.
• Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы работы над проектом:
• подготовительный: разработка проекта;
• практический;
• заключительный: совместная деятельность детей и педагога в итоговом образовательном мероприятии «Космическое путешествие Незнайки».
1 этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Мы и Космос».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический.
План мероприятий
Физическая культура: Подвижные игры, игровые упражнения, соревнования («Раз, два, мы – на старте», «Подготовка к полёту», «Кто сильнее», «Перетягивание каната», «Кто быстрее?», «Самые ловкие», «Ждут нас быстрые ракеты»); физкультминутки, тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов». Задачи:воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Здоровье Беседа: «Кого принимают в космонавты?».Самообслуживание «Космонавт всегда в порядке».задачи:закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Безопасность:беседа «Что случится с нашей планетой, если…» Задачи:приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Социализация:сюжетно-ролевые игры «Мы космонавты», «Путешествие на Луну», «Мы изучаем космос». Коммуникативные игры, дидактические игры: «Собери созвездие», «Звездная карта», «Звездное небо», «Что лишнее», «Что надо космонавту».Задачи:побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Труд:конструирование из бумаги «Космические ракеты». Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению, чертежу, образцу.
Хозяйственно-бытовой труд: «Приведи в порядок свою планету».Задачи:познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, различными видами «Конструкторов». Формировать потребность поддерживать порядок в группе.
Познавательное развитие: рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, глобуса, портретов космонавтов, иллюстраций из книг по теме “Космос”.
Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние. Просмотр электронной презентации «Как человек осваивал космос», «А. Г. Николаев – звездный сын Чувашии».
ФЭМП6 «Космическое путешествие».
Занимательные опыты и эксперименты. Задачи:дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер) их особенностях.
Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом.
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, нашим земляком А. Г. Николаевым.
Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.
Развитие речи: заучивание стихов о космосе. Составление и отгадывание загадок.
Сочинение рассказов на тему «Космические истории».
Беседы «На какую планету ты бы полетел?», «Кто первый в космос слетал?», «Наша солнечная система», «Что я могу увидеть в космосе!», «Освоение космоса». Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Задачи:активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы. Развивать память, мышление, воображение.
Чтение художественной литературы А. Леонов «Я выхожу в космос», Е. П. Левитан «Твоя вселенная», «Звездные сказки», албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили», М. Юхма «Мальчик из Шоршел», Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине», цикл познавательных статей в энциклопедиях. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Художественное творчество: Рисование «Инопланетяне, какие они?», «Космонавты», «Звездное небо» (нетрадиционная техника рисования).
Коллективная аппликация «Космическое пространство».Лепка «Веселые инопланетяне».
Составление созвездий с использованием звездной карты.
Работа в раскрасках о космосе. Задачи:развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках. Формировать умение фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность. Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Музыка: Слушание музыкальных произведений. Задачи:формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку. Формировать умение слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.
Работа с родителями Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Конкурс семейных работ «Покорение космоса – слава России».
Оформление выставки книг о космосе. Предложить родителям совершить поездку в с. Шоршелы в Музей Космонавтики. Предложить родителям посмотреть дома совместно с детьми мультфильм «Незнайка на Луне».
Предложить родителям почитать дома детям Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
Консультация «Как познакомить дошкольников с космосом».Задачи: вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком.
3 этап. Заключительный.
Совместная деятельность детей и педагога в итоговом образовательном мероприятии «Космическое путешествие Незнайки».
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.