Людмила Еременко
Конспект экологического занятия в разновозрастной группе «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество".
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей; мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «оригами» и пальчиковых игр);
Публикация «Конспект экологического занятия в разновозрастной группе „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Материалы: слайды с перелётными и зимующими птицами, проектор, оборудование для воспроизведения аудиозаписи с голосами птиц, картинки птиц, макет леса для коллективной работы, схема изготовления скворца из бумаги в технике «оригами», клей, кисточки, ножницы, цветная бумага, цветные карандаши, тесто, изюм.
Предварительная работа: работа с детьми по экологическому проекту "Птицы – наши пернатые друзья".
Ход занятия.
(Звучат голоса птиц)
Воспитатель: Ребята, чьи это голоса?
Дети: - Это голоса птиц.
Воспитатель: - Посмотрите на экран, вы знаете, что это за птички? Ребята, а как мы назовём этих птиц одним словом?
Дети: - Перелётные птицы.
Воспитатель: - Правильно! Как вы думаете, почему эти птицы улетают в теплые края?
Дети: - Этим птицам здесь холодно, им тяжело найти корм.
Воспитатель: Уже наступила весна, и птички снова летят к нам. Давайте исполним песню «Весенняя капель».
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки. Слушайте внимательно и отгадайте, о каких птицах в них говорится:
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа,
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и.
(Совы)
Красногрудый, чёрнокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: "клё, клё, клё".
Твёрдый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест,
В оперенье - рыжий цвет.
Как зовут? Дайте ответ.
(Клёст)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика.
(Синица)
Воспитатель:- Какие вы молодцы, все загадки отгадали правильно. Ребята, о каких птицах говорилось в этих загадках?
Дети: - В этих загадках говорилось о зимующих птицах.
Воспитатель: Ребята, чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Повесить кормушки на нашем участке и подкармливать птиц.
Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы?
Дети: - Снегири - ягодами рябины, дятел ищет в коре деревьев насекомых, сова ловит мышей, синички любят сало, клёст лакомится семена шишек, а голуби, воробьи, вороны питаются хлебными крошками, семечками, зёрнышками.
Воспитатель: Я предлагаю вам исполнить песенку «Маленькая птичка»
Звучит аудиозапись пения жаворонка.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, кто это поет? (ответы детей). Это - жаворонок! Пение его можно услышать в конце марта. Эту птичку-невеличку на Руси почитали с давних пор. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю». В России издавна был обычай лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков, но сначала, давайте исполним закличку:
Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце.
Дети проходят за столы, лепят из теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень (помощник воспитателя относит жаворонков на кухню детского сада выпекаться).
Воспитатель: - А сейчас мы поиграем в игру "Перелётные и зимующие птицы". А правила игры такие: если вы услышите название перелётной птицы, то "машете крыльями", если назову зимующую птицу, "вы клюёте зёрнышки", а если назову птицу, которая спит днём, то закроете глаза и наклоните голову.
Воспитатель: Если вы отгадаете загадку, то к вам прилетит еще одна птичка:
На шесте дворец, во дворце певец! А зовут его …. (Скворец)
Догадались, что дворец для скворца – это скворечник! А кто строит дом для скворца?
Дети: Люди!
Воспитатель: Конечно, люди. Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жилье, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем птицам хватает домиков.
Воспитатель: Ребятам младшей подгруппы, предлагаю из бумаги смастерить скворечники, а детям старшей подгруппы сделать скворцов из бумаги в технике «оригами».
Воспитатель показывает картинку со скворцом и предлагает сделать его из бумаги. По схеме объясняет и показывает, как делать скворца.
Воспитатель:- Посмотрите, какие красивые скворечники у нас получились. Давайте развесим их в нашем лесу (приклеивают на макет) и сделаем с помощью рук скворечник и гнездышки для птичек.
Пальчиковые игры:
«Гнездо» - соединить округлые ладони.
«Птичка в гнезде» - соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.
«Птенцы в гнезде» - обхватить все пальцы правой руки левой ладони, шевелить ими.
«Скворечник» - кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.
«Полет птицы» - руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы растопырить и махать ими.
Воспитатель: А вот и скворцы прилетели (дети старшей подгруппы сделали скворцов), скворушки, выбирайте, понравившийся вам скворечник. Дети приклеивают скворцов на макет весеннего леса.
Появляется помощник воспитателя, несет на подносе испеченных «Жаворонков».
Воспитатель: Слышите, ребятишки, жаворонки поют, весну зовут!
Весна идет, весь мир преображая.
Настало время птицам возвратиться.
А птица счастья пусть на крыльях мчится
И в каждый дом, и в каждый двор.
Ведь счастье - удивительная птица,
Пустите птицу счастья в каждый дом!
Помощник воспитателя раздает «птиц» детям и приговаривает: "жаворонки прилетите - весну принесите".
Воспитатель: Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. Я рада, что вы так много знаете о птицах нашего края. Но вы должны помнить:
Что значит беречь птиц?
Можно ли подходить к гнезду птиц? Почему нет?
Можно ли приносить здоровых птиц домой? Почему нет?
Что узнали нового?
Литература
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
4. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
5. animalsfoto.com›ptiytsyi-stavropolymskogo-kraya…
6. birds-online.ru›wiki/index.php/Ставропольский_край