Папки-передвижки

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников

Татьяна Гусельникова
Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства уходит игра. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Это во многом формируется из-за вечно спешащих взрослых: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Изменились и сами игрушки. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых. Их идеологию, технологию, вкусы, моду и т. д. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм. Игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего - изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Играя в такие игрушки, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека - к куклам. Если в XX веке девочки играли с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби, а мальчики играют в страшных трансформеров. И это печально…

Публикация «Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников» размещена в разделах

Именно сегодня нам необходимо вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Вернуть игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Повысить статус игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включить в процесс эффективные формы работы с детьми : ИКТ, проектную деятельность, игровые, проблемно – обучающие ситуации.

Игра является одним из самых ярких и светлых воспоминаний детства. Она оказывает многообразное влияние на психическое развитие ребенка. Д. Б. Эльконин писал: «Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность». Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра нередко (и по праву) сравнивается с зеркалом социального статуса ребенка, его физического, психического и эмоционального состояния и развития. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – это показатель его зрелости, компетентности, культуры. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», необходимым для здоровья ребенка». Одним словом, утверждение, что ребенок развивается в игре, давно уже ни у кого не вызывает сомнений.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так в игре начинают развиваться произвольные поведения, произвольные внимание и память. В условиях игры дети дошкольного возраста лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет - заместитель становиться опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок дошкольного возраста переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра способствует развитию творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Игра – это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто это труд, преодоление себя. Руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно здесь от педагогов требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в каждого ребенка и, конечно же, умение любить.

Какой бы не была игра, она первым делом должна приносить удовольствие ребенку. Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребёнка. Дети в нашем обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.

Гусельникова Т. А., воспитатель Одинаева Б. В., воспитатель Мурашова М. Ю., воспитатель

Публикации по теме:

Дежурство-как форма организации труда детей Дежурство как форма организации труда детей Важную воспитательную ценность имеет эта форма организации детского труда, как благотворно она.

Игра как детская деятельность, игра как образовательная форма — это одно и то же? Консультация для воспитателей 1. Игра как детская деятельность – игра как образовательная форма – это одно и то же? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных.

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности,.

Из опыта работы с родителями воспитанников. Выступление на педсовете «Игра — ведущая деятельность дошкольников» Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы.

Картотека «Сказки-шумелки». Форма организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников "Сказка про овечку" Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону. Сначала по травке, - шуршим пакетом Потом по камушкам,.

Консультация «Игра-форма организации детской жизни» КОНСУЛЬТАЦИЯ «ИГРА- ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ». Игра- доступная каждому ребёнку деятельность, служит и своеобразным общим языком для.

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» Консультация для родителей «Игра – ведущая деятельность дошкольника» Подготовила: Л. В. Кикина Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,.

Лэпбук-новая форма организации образовательной деятельностиЛэпбук-новая форма организации образовательной деятельности «Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности» Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного.

«Детский совет» как форма организации детей в ДОУ Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» I. План проведения педагогического совета: 1. Тематический контроль.

Игра как форма познавательного развития дошкольников. Подготовка к школьному обучению Дошкольный возраст – это время отведенное природой, на развитие ребенка, когда происходит становление всех качеств личности, необходимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 21:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гусельникова (УИ 24065) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД