Анна Захарченко
«Детский совет» как форма организации детей в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
I. План проведения педагогического совета :
1. Тематический контроль «Анализ работы по физическому развитию дошкольников» - старший воспитатель А. И. Захарченко
2. Смотр-конкурс «Оборудование спортивного уголка в группе» - старший воспитатель А. И. Захарченко
3. Диагностика заболеваемости детей – старшая медсестра Г. А Широкова
Публикация «„Детский совет“ как форма организации детей в ДОУ» размещена в разделах
4. Выступление специалистов: инструктора по физической культуре на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми (практикум); педагога – психолога на тему: «Психогимнастика как форма обеспечения психологического здоровья детей» (практикум); старшей медсестры детского сада – анализ заболеваемости за осенне-зимний период, профилактика гриппа.
5. Текущие вопросы
6. Решение педсовета
II. Ход педсовета :
1. О выполнении решения педагогического совета №2 от 27. 11. 2015 года. Решения предыдущего педсовета выполняются : во всех группах созданы условия для развития речи детей, проводятся занятия, индивидуальная работа с использованием моделей и схем по развитию связной речи детей, на должном уровне работа с родителями, проведена диагностика речевого развития детей за 1- е полугодие (сделать выводы и наметить план работы на 2-е полугодие).
Однако воспитатели не в полной мере пополнили речевые уголки дидактическими играми и пособиями по обучению детей старшего возраста грамоте, дети плохо знают программные стихотворения.
2. Цель сегодняшнего педсовета : Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей, пропаганда здорового образа жизни среди взрослых (сотрудников, родителей) и, конечно же, главный вопрос – какие изменения можно внести в образовательный процесс в ДОУ в целях реализации задач образовательной области «Физическое развитие» в соответствии ФГОС.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 55% зависит от собственного образа жизни, на 25% - от окружающей среды, 15 % - от наследственности, 10 % - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Роль педагога ДОУ состоит в умении организовать так педагогический процесс, чтобы реализовать врождённое стремление детей к движению, сберечь здоровье каждого ребёнка и воспитать у него желание быть здоровым и знать, как сберечь своё здоровье. ЯНУШ КОРЧАК сказал «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своё м здоровье: если за ними не смотреть, они по выпадали бы все из окон, по утонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и по заболели бы воспалением лёгких и уж сам не знаю, какими бы ещё болезнями. Нет! Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься».
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью - задача не из лёгких. Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нё м говориться: «Здоровьесберегающая компетентность (ребёнка) позволит заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, бережно относиться к своему здоровью, понимать, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развивать двигательную активность и физические качества».
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
* ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
* обучать детей правилам здоровьесбережения;
* создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия активности всех детей в двигательной сфере.
3. Анализ тематической проверки: «Работа ДОО по физическому развитию дошкольников» (прилагается).
ВЫВОДЫ (использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, сотрудниками, родителями)
* Обеспечение двигательной активности детей в течение дня
* Играют ли воспитатели с детьми в подвижные игры? (не менее 2-х раз в день)
*Использование детьми атрибутов спортивного уголка?
*Занятия в режиме дня;
* Открытые просмотры во всех группах, результаты смотра – конкурса «Оборудование спортивного уголка в группе» (прилагаются)
* Результаты диагностики (прилагаются)
* Нарушения: режима проветривания, прогулки в 1 половине дня, использование детьми оборудования спортивного уголка.
4. Какие изменения можно внести в образовательный процесс в ДОУ в целях реализации задач образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС. Любой путь начинается с первого шага. Пришла пора сделать его нам. Важно не то, каким быть первому шагу – важно, чтобы он был сделан и сделан в верном направлении.
Начну с ФГОС: Какие задачи ставит перед нами стандарт:
«- уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям»;
«- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности»;
«- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей»;
«-- поддержка инициативы и самостоятельности во всех видах детской деятельности»;
«--возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения».
ПОЭТОМУ намечаются такие изменения
*Дошкольные организации несут ответственность за внедрение принципа участия (соучастия) в качестве реальной повседневной практики и за придание этому процессу значимого приоритета в образовательной деятельности.
*основные задачи образовательного процесса необходимо реализовать в повседневной деятельности, в естественных условиях (в центрах активности, традиционные занятия уходят на второй план.
* заранее продуманная взрослыми программы не отменяются – а являются пособием для воспитателей, педагог продумывает темы, задачи, формы работы, создаёт развивающую среду с учётом интересов и потребностей своих детей и организовывает работу)
ЧТО СПОСОБНО ДАТЬ СТАРТ ИЗМЕНЕНИЯМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ?
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ УЧАСТИЯ И СОУЧАСТИЯ детей в жизни группы. Участие (соучастие) - это форма обучения, которая начинается с диалога. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать своё мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, брать на себя ответственность за какое – то дело, или не принимать участие в делах (если не хочешь). За детьми закрепляется свобода выбора. Наши дети очень любят поговорить, в жизни группы постоянно происходят какие то обсуждения -- обмен опытом, разбор конфликтов, планирование дел, совместных игр и т. д.
Главная форма для развития участия и соучастия, - это детский совет.
Детский совет «производственная летучка» подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогом. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых фиксируются темы, предстоящее занятие, устанавливаются групповые правила, намечаются планы на сегодняшний день, поддерживается позитивное расположение духа, проводятся разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместные чтения, пение, разучиваются новые упражнения) И в этих обсуждениях воспитатель гибко предлагает нужные ему темы, подталкивает детей, на основе их свободного выбора, решать общую проблему.
Детский совет не должен быть слишком долгим, он проводится быстро, легко и непринуждённо.
У малышей 5-10 минут, у старших от 10 до 20 минут, в начале года можно собирать детей на несколько минут, постепенно увеличивая время.
В течение дня может быть до 3-х советов (план работы на день - «что я буду делать сегодня?», подведение итогов в середине дня или после сна- «что я сделал?» «что мне понравилось, не понравилось делать?») – дети учатся планировать свой день, управлять своим временем.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – модератор (модерировать -- значить позволить детям свободно вести разговор, облегчить процесс высказывания мнения и воли без изменения содержания высказываемого.
По новым методикам предусматривается иррадиирующее обучение – обучение, основанное на признании различий интересов детей. Предлагая интересное дело тем детям, которые хотят им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении.
Вместе с тем каждый день у детей должна быть возможность включиться в деятельность под руководством воспитателя (в полной группе, в малой подгруппе, в индивидуальном партнёрстве со взрослым).За ребёнком признаётся право выбора- работать в центрах активности или свободно играть. Ребёнок может с равным правом делать что – либо в рамках общей темы или отказаться от участия в ней и делать то, что он хочет
Исключением из права самоопределения может быть ситуация, когда выбранная ребёнком самостоятельная работа в центре активности совпадает с графиком работы специалиста (логопеда, психолога, медсестры, воспитателя по физкультуре и т. д. В этом случае воспитатель или специалист сообщает детям (ребёнку) о том, что их ждёт обязательная и ответственная работа у логопеда, психолога, воспитателя физкультуры и т. д. В этом случае дети будут работать по плану взрослого. И в этом случае дети имеют право выбора.
III. Практическая часть
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ТЕМЕ ПЕДСОВЕТА : «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ»
ЦЕЛЬ: систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников.
Проведём его в форме «детского совета» -- поговорим о здоровье и наметим план работы
1. Начнё м с игры: «Воздушный шар»
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землёй. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите какие 9 ценностей важны для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (деньги, здоровье, семья, любовь, работа и т. д.) – в ходе крушения нужно избавиться от балласта. (вычеркнуть 3 слова, затем ещё 3) Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставятся плюсы, затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов -1 место здоровье, 2 место….
2. Скажите, пожалуйста, от чего зависит здоровье детей?
Двигательный режим, прогулка, проветривание, соблюдение режима дня, применение профилактических мер, закаливание, правильное питание и т. д.)
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ (на доске маркером – рисуем схему модели, обсуждая каждый пункт)
*Создание условий для оздоровления – развивающая среда
*Лечебно – оздоровительная работа (закаливающие мероприятия)
*Оптимизация двигательной активности в течение дня
*Оздоровительные режимы
*Физкультурные занятия всех типов
*Рациональное питание
*Познавательные занятия по ознакомлению со своим телом
*Охрана физического и психического здоровья детей и сотрудников
*Работа с родителями
*Соблюдение требований Сан Пи На
*Диагностика.
3. Что такое здоровье? (предлагаю в письменном виде, каждый зачитывает и выбираем правильное определение) К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье» Рассмотрим некоторые из них и выберем наиболее точное.
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоничное развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Здоровье – это состояние, когда нужные молекулы в нужном количестве оказываются в нужном месте и в нужное время.
Здоровье – это состояние живого организма, при котором организм в целом и и все органы способны полностью выполнять свои функции, отсутствие недуга, болезни.
4. Ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?»
Роли: «Воспитатели», «Родители», «Администрация», «Специалисты» - каждая группа обыгрывает свою роль в ходе дискуссии)
ВЫВОДЫ – что же мешает ребёнку быть здоровым (основные выводы, которые лягут в основу дальнейшей работы)
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше времени в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки привычек по сохранению здоровья и именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем.
ВЫСТУПЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ:
Инструктора по физической культуре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми (практикум)
Педагога – психолога (практикум на тему «Психогимнастика как форма обеспечения психологического здоровья детей»
Старшей медсестры детского сада – анализ заболеваемости за осенне-зимний период, профилактика гриппа.
IV. ИТОГ: Решения педсовета