Дарья Бодрова
Игра-как средство экологического воспитания детей
▼ Скачать +Заказ
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
Публикация «Игра-как средство экологического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».
Данная проблема определила цель углубленной работы по теме: игра как средство экологического воспитания дошкольников
Почему именно игра?
Игра — ведущий вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают деятельности эмоциональную окраску, наполняют ее яркими красками, делают ее живой, а следовательно, и более интересной для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Цель: Цель сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры посредством игр.
Задачи работы:
- расширить кругозор детей о свойствах и объектах живой и неживой природы через разные виды и игр.
- развивать понимание гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля.
- воспитать бережное и осознанное отношение к живой (растения и животные) и неживой (вода, земля) природе, заложить практические навыки безопасного поведения в природе.
Проблема.
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, пришли к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно сформировать систему экологических знаний посредством игр.
Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования знаний детей по экологическому воспитанию, выяснилось, что у них не богатый запас знаний о природе, они затрудняются устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
В ходе исследования, пришли к выводу, что необходимо формировать систему экологических знаний посредством игр. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности решили исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на формирование, уточнение, закрепление и обобщение полученных раннее знаний и расширению кругозора.
Практическая значимость.
Картотека игр, мастер-классов с детьми и родителями, педагогами по экологическому воспитанию может быть использована в работе дошкольного учреждения.
Ведущая педагогическая идея опыта работы:
сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры посредством игр.
Опыт реализовывался в разновозрастной группе по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми,
- взаимодействие с родителями.
Работа проводилась в три этапа:
-подготовительный,
-основной,
-заключительный.
1этап-подготовительный.
На первом подготовительном этапе работы, изучена базовая программа дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающая среда. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки:
-недостаточно методических разработок по экологическому воспитанию для детей;
-скудная картотека экологических игр;
-мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому изучили методическую литературу, провели анкетирование родителей, обследование состояние сформированности знаний детей по экологическому воспитанию. Анализ результатов показал, что знания детей в основном соответствуют низкому и среднему уровню.
Итак, результаты диагностического этапа позволили определить следующие этапы работы:
1. выработать систему экологических игр для детей.
2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
Для повышения педагогического мастерства:
1. Разработан перспективный план работы с детьми и работу с родителями в группе.
2. Разработаны и подобраны для детей игры по экологическому воспитанию (дидактические игры, имитационные игры, игры - соревнования, игры-эксперименты.
3. Участие в работе педсовета по развитию речи детей, где представлена проектная работа «Игры как средство экологического воспитания».
Проанализировав анкетирование родителей, пришли к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся всему и всё усвоят в процессе взросления.
Ресурсное обеспечение
Организация предметной среды в группе по экологическому воспитанию посредством игр, способствует успешной реализации данной темы, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям, и потребностям.
Организация в группе центра «Уголка природы» позволяет активизировать деятельность по экологическому воспитанию у детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. В это центре собраны настольно -печатные игры «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка, «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Времена года», «Береги природу», «Когда это бывает», «Найди ошибку», «Части суток» и т. д., муляжи овощей и фруктов; наборы игрушек насекомых, домашних и диких животных; альбомы с художественным словом –стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, плакаты- времена года, магнитофон для знакомства со звуками природы и проведения игр, пособия для индивидуальной работы. Имеется подборка методической литературы, которая систематически пополняется новинками.
Ожидаемые результаты:
Дети.
Играя, дошкольник научиться устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к экологическому воспитанию на примерах совместных действий детей и взрослых. По мере возможности стараться устраивать детям отдых на природе в разное время года, наблюдать за сезонными изменениями, проводить разные виды игр.
Отмечать достижения детей и определять пути дальнейшего совершенствования.
2-й этап – основной.
Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.
Я считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
1. Ролевые экологические игры (творческие игры).
Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны).
Я заранее провожу беседы по данной теме, обращаю внимание на то, что город должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось бы жить. Затем рассматриваем альбомы, журналы, картины, иллюстрации. Составляем карточки – схемы, работаем по чертежам, анализируем постройки, ищем пути решения.
Важное место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если мы, взрослые будем приобщать ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд художественную литературу, телепередачи и так далее, его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в играх.