Людмила Кальницкая
Игра как средство воспитания и развития дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Многие педагоги замечают, что детей с задержкой психического развития становится все больше. Естественно, что знания общеобразовательной программы такие дети усвоить не могут. Поэтому, в работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) наряду с обучающей задачей ставится и коррекционная, без решения которой обучающая задача не может осуществляться в должной мере.
Поэтому для решения проблемы подготовки к школе детей с ЗПР, которая в последние годы становится все более актуальной, на первый план необходимо ставить решение коррекционных задач, как необходимое условие для решения задач подготовленности ребенка к школе.
Публикация «Игра как средство воспитания и развития дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (недоразвитие речи почти всегда сопутствует ЗПР) обозначаются следующие моменты :
- коррекция психических процессов;
- подготовка к обучению грамоте;
- формирование элементарных математических представлений;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие связной речи;
- расширение словарного запаса ребенка;
- работа над грамматическим строем речи и др.
Как показывает практика, успехов в коррекции психических процессов и в обучении детей с ЗПР можно достичь, опираясь на ведущую деятельность дошкольного возраста, которой является игра, ведь «игра – королева детства». Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр : подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские и др. Основой и сутью обучения в дошкольном возрасте является дидактическая игра, так как главная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. То есть, дидактическая игра помогает ему приобрести знания в легкой непринужденной форме. Дидактические игры широко используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Достижение цели происходит путем решения различных задач, одной из которых является обучение детей с ЗПР через дидактическую игру, то есть «учить, играя». Дидактическая игра как метод, дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. С этой целью используются ряд дидактических игр и упражнений, которые необходимо отбирать со строгим учетом особенностей развития психических процессов у детей с ЗПР. Педагоги – дефектологи знают существенные отличия этих детей от нормально развивающихся. Кратко вспомним эти отличия.
Внимание.
- Долго не формируется произвольное внимание.
- Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке. Даже положительные бурные эмоции
(праздничные утренники, просмотр телепередач и т. д.) снижают внимание.
- Малый объем внимания.
- Дети с ЗПР не могут правильно распределить внимание.
- Наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вода деятельности на другой. Иногда наблюдается «застревание» на чем – то одном.
Память.
- Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение.
- Хуже развита вербальная память (словесная, зрительная – несколько лучше.
- Страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память. В своей работе я использую ряд приемов, при использовании которых заметно возрастает внимание и память :
- смена деятельности на более легкую;
- многократное повторение изучаемого материала, его дробление на несложную информацию. Постепенное усложнение. Повторение ребенком инструкции педагога;
- использование разнообразных игр и игровых моментов;
- применение красочного эстетичного наглядного материала, схем. Все это помогает поддерживать внимание и организовывать более прочное запоминание нового материала.
Мышление.
- Особенно страдает словесно – логическое мышление. Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.
- Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом.
- Затруднено установление причинно – следственных связей и т. д.
Восприятие.
- Темп восприятия замедлен. Требуется больше времени для выполнения задания.
- Объем восприятия сужен.
-Наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (например, круга и овала)
- Проблемы с гнозисом (распознаванием). С трудом узнают зашумленные и пересекающиеся изображения. Затрудняются в собирании разрезных картинок, часто ошибаются в «прохождении лабиринтов».
- Восприятие цвета, величин, формы, времени, пространства бывает грубо нарушено (часто дети словесно их вообще не называют).
- Затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи.
У детей с ЗПР имеет место органическая недостаточность центральной нервной системы, что влечет за собой незрелость в познавательной и в эмоционально – волевой сферах, Такие дети даже в старшем дошкольном возрасте не способны к длительным волевым усилиям и сосредоточенности. Вот почему занятия с детьми с ЗПР более коротки (как минимум на 5 минут) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. У большинства детей с ЗПР имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности (ребенок как – бы смотрит на тебя, но не слышит и не видит, находится в прострации). Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Все это сказывается на снижении обучаемости ребенка. Поэтому, именно использование дидактических игр, помогает ребенку более длительно удерживать внимание, способствует более качественному запоминанию, лучшему восприятию и помогает поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия.
Практически у всех детей с ЗПР и общим недоразвитием речи разных уровней наблюдается низкий уровень владения звуковым анализом слова. Например, они не могут выделить звук даже в ряду звуков или в начале слова. Испытывают трудности в выделении гласных и согласных звуков в конце слова, затрудняются самостоятельно придумать слово с заданным звуком и т. д. На примере подготовки к обучению грамоте рассмотрим, как формируются представления о звуковом составе слова. Так, сначала дети учатся :
А) выделять звук из ряда звуков.
Здесь можно использовать такие игры: «Услышишь звук – хлопни», где ребенок, услышав заданный звук, должен хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять соответствующий символ. В дидактической игре «Помоги зайчику перейти через болото» дети упражняются в различении изолированного звука «З» в ряду других звуков.
Б) Затем учим детей выделять звук в слоговых цепочках. Здесь дефектологу и логопеду необходимо обратить внимание на то, что на становление звукового анализа имеет влияние недостаточная аналитико – синтетическая деятельность детей с ЗПР, что не позволяет им в полной мере производить наблюдения над звуками речи, сопоставлять их. Дети испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда. Так, они повторяют вместо трех всего два слога, часто меняют их порядок. Например, вместо того, чтобы повторить за педагогом «та – да – та», ребенок произносит «да – та». Для выделения звука в слоговых цепочках используем такие игры, как: «Дразнилки», «Веселый попугай», «Споем песенки», «Какой слог лишний?» и т. д.
В) Далее учим детей выделять заданный звук в словах,
Можно использовать следующие игры: «Красный – белый», «Звуковые часы», «Зажги фонарик», «Подари подарки Соне и Шуре», «Отгадай, какой груз везет машина?» и т. д.
Г) Затем учим детей определять место звука в слове и последовательности выделения.
Формируется этот навык в таких играх, как : «Цветочки», «Полянки», «Поезд», «Где звук спрятался?» и т. д. Причем, игру «Поезд» можно использовать и для определения количества звуков в слове и для работы над слоговым составом слова.
Для лучшего восприятия изучаемого материала, необходимо задействовать как можно больше видов анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный). В дидактической игре «Я покажу – ты назови» ребенок определяет нужный звук по зрительной опоре, либо по беззвучной артикуляции педагога и называет звук. Здесь используется зрительная опора в виде символов, напоминающих геометрические фигуры, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции гласных звуков. Для более прочного запоминания образа букв разработана целая система игр и игровых упражнений. Например : «Угадай на ощупь», «Техники», «Выложи из палочек (пуговиц, слепи из пластилина, «Буква рассыпалась» и т. д.
При введении дидактической игры в занятия как метода обучения, используя различные игровые приемы, создаю игровую ситуацию посредством введения в занятие сказочного или иного персонажа, что помогает детям правильно выполнить дидактическую задачу и сохранить более длительно внимание и интерес к изучаемому материалу. Это могут быть : Зайчик (игрушка или плоскостное изображение, Незнайка, Почтальон Печкин, Буратино и т. д. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия ввожу одного (или нескольких) сказочного героя, который просит детей помочь ему выполнить какое – либо задание, или проверяет правильность выполнения заданий детьми, или сам помогает детям.
Кроме широкого использования дидактических игр на различных занятиях, необходимо применять пальчиковую гимнастику, элементы психогимнастики, физкультурные минутки, логоритмические упражнения, элементы фонетической ритмики.
Включая дидактические игры в коррекционный процесс, необходимо очень внимательно отбирать те из них, которые доступны детям данного возраста, имеют максимальную коррекционную направленность. Надо подбирать такую дидактическую игру, которая оказывает воздействие на ту психическую функцию ребенка, которая нуждается в коррекции. Хотя, исходя из практической работы, видно, что одна игра оказывает коррекционное воздействие сразу на два или более психических процессов. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно.