Евгения Ищук
Игра, как средство социокультурного и гражданского воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это время игры, которая становится ведущей деятельностью детей начиная с трех лет. Игра позволяет воспроизводить в воображаемой ситуации недоступные, но очень привлекательные для ребенка формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, замещая реальные действия сокращенными, дети воспроизводят смыслы человеческой деятельности.
Публикация «Игра, как средство социокультурного и гражданского воспитания дошкольников» размещена в разделах
Как отмечают исследователи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., разрабатывая теорию игры, определяют ее как посильный способ вхождения ребенка в сложный мир взрослых, как деятельность, которая удовлетворяет основные потребности в общении, познании, самовыражении, в практической деятельности.
Исследования о роли игры в жизнедеятельности детей и в образовательном процессе дошкольного учреждения, но вместе с тем еще не до конца осмыслено значение игры для социокультурного развития личности дошкольников, не определена ее роль как формы и средства обретения поликультурного опыта, по концепции В. А. Петровского, В. В. Давыдова.
Остановимся на основных методологических позициях применения игры в деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к социокультурным и гражданским нормам общества и государства.
В ситуациях, акцентированных на ценностно-ориентированном мировосприятии и поведении детей, можно выделить базисные характеристики личности, по которым судят о человеке, выставляя в качестве идеала человеческие поступки и проявления, на которые надо ориентироваться. Так, при чтении произведений на героические сюжеты можно предложить детям охарактеризовать поступки героев, предугадать и объяснить замыслы автора, дальнейшую линию сюжета.
Таким образом, были определены группы ценностей, которые необходимо сформировать у ребенка в качестве основы отношения к действительности, которые мы покажем схемой.
ЦЕННОСТИ
познания преобразования
стремление ребенка способность и желание
узнавать что-то новое, быть творцом, изменять,
быть первооткрывателем, варьировать и комбини
искать ровать действительность
переживания
мощный стимул для возникновения мотивов и самой деятельности
Рис. 1.1.
Ценностное отношение и действительность
Мы полностью поддерживаем эту классификацию и придерживаемся мнения о том, что все указанные ценности отражают внутреннюю сущность ребенка (переживать, познавать, творить).
Ценностное отношение к жизни – это и есть ключ к социокультурному развитию, такое отношение проявляется в ситуациях взаимодействия ребенка с окружающим миром, с людьми. Взаимодействие может пониматься как специфическое общение, диалог культур. Следует создавать определенные условия, при которых общение происходит наиболее органично и своеобразно.
Категория общения в психолого-педагогической литературе достаточно хорошо изучена, имеются различные ее формулировки. В широком смысле общение – это взаимодействие людей в ситуации личностной заинтересованности. Под речевым общением можно понимать процесс речевого взаимодействия заинтересованных участников по поводу чего-либо.
Общение, считают ученые, есть главное условие и основной способ жизни человека, а потребность в общении – одна из важных человеческих потребностей, ведь только во взаимодействии с другими людьми он может почувствовать себя понятым, способен понять самого себя и быть счастливым.
Е. О. Смирнова считает, что общение в разных его проявлениях всегда направлено на другого человека, на его активность, что составляет главное своеобразие общения; следовательно, общение может пониматься как встречная активность. [4, с. 384]
По мнению М. А. Васильевой, исследователи (Г. О. Винокур, И. Н. Горелов, О. М. Казарцева, И. Г. Кошевая, А. А. Леонтьев, О. Н. Недосека, Л. П. Якубинский и др.) выводят понятие «ситуация общения» и определяют две его стороны: описываемую ситуацию как фрагмент действительности и собственно ситуацию общения, включающую в свои границы фрагмент речи, участников общения, их характеристики и взаимоотношения, тип взаимодействия. [2, с. 203]
У игровой деятельности огромный потенциал и определенные принципы. С их помощью создается эмоционально положительная атмосфера общения и мотивация деятельности; ситуации на формирование умений, навыков и способов деятельности общения; ситуации на ценностно-ориентированное поведение в общении; ситуации на творческое преобразование окружающей действительности и средств общения.
В. Я. Воронова считает, что возможности игр-драматизаций поистине неисчерпаемыми, так как диалоговое начало способствует формированию у детей способности «держать ситуацию», действовать в рамках выбранной роли. Игры-драматизации, как игры образного характера, побуждают детей к интерпретациям, к своему ведению диалога. Драматическое начало (диалоговая форма) в игре, считают ученые, усиливает эмоциональное воздействие на ребенка, служит не только каркасом сюжета, но и стержнем «калейдоскопа образов» в целом. [3, с. 301]
А. Н. Леонтьев писал: "Специфика игры-драматизации как «предэстетическая деятельность», в которой объединяются различные виды взаимодействий на основе игры и искусства; при этом интеграция рассматривается как путь формирования детского художественного творчества (Т. С. Комарова, а механизмом интеграции служит художественный образ".
Л. И. Божович акцентировал, что детство, по мнению ученых (Н. А. Ветлугиной, М. Б. Зацепиной, Т. С. Комаровой, Г. П. Новиковой и др., является временем «открытий для себя», представляет собой «социально-культурную реальность, которая выражает себя в продуктах человеческой деятельности, доступных как самим детям, так и другим людям в качестве элементов их повседневной жизни». [1, с. 402]
С помощью разыгрывания знакомых сказок дети осваивают народные традиции и обычаи, используют поговорки и пословицы, чутко реагируя на образное слово, интонации вежливого обращения друг к другу, учатся народным этикетным выражениям и нравственным выводам («Будет лад – будет и клад», «Человек без друзей, что дуб без корней» и др.). Отгадывание загадок развивает у детей смекалку, быстроту реакции, радость общения.
Большую роль играют сюжетно-образные игры по мотивам известных литературных произведений, в которых дети могут отразить свои умения выстраивать речевые конструкции и подчинять их ситуации общения. Все это дает возможность в живом общении с детьми выявить их настроенность на идеал личности, а также сформировать стремления следовать ему в обычной жизни.
Таким образом, игровая деятельность является одним из ведущих направлений в воспитательном процессе старших дошкольников и в обучении их социальным и культурным нормам общества и государства.
Список литературы
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. – М., 2011. – С. 402.
2. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / М. А. Васильева. – М., 2012. – С. 203.
3. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников. /В. Я. Воронова. – М., 2012.– С. 301.
4. Пурскалова, Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. / Е. О. Пурскалова. — М. : Школа-Пресс, 1997. — С. 384.