Мария Ющенко
Рекомендации по реализации гражданского и патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею,
чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы,
в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский.
Одной из актуальных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных документов: Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования, ФГОС (в том числе и дошкольного образования). Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию: это и уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину. В силу возрастных особенностей, в дошкольном детстве патриотическое воспитание реализуется поэтапно включает в себя: детский сад, семья, сверстники, дом д, родной двор, улица (4-6 лет); страна, микрорайон (6-7 лет). Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде (знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера) оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Публикация «Рекомендации по реализации гражданского и патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В каждом учреждении данная проблема решается по-разному. В нашем ДОУ существует своя система деятельности педагогического коллектива по данному направлению. Одним из таких направлений является работа с дошкольниками в рамках кружка по изодеятельности «Весёлые картинки». Для кружка разработана дополнительная образовательная программа, рассчитанная на три года (для детей 4-7 лет). Целью программы является развитие изобразительных навыков и творческих способностей. Так же она решает ряд задач, одной из которых является реализация патриотического воспитания. Каждое занятие этой программы решает эту задачу по разным направлениям, учитывая возрастные особенности детей.
Одним из ключевых направлений программы, предоставляющие широкие возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством. Народное искусство – это неисчерпаемый источник прекрасного. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру русского народа невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство как проявления творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Мы предлагаем следующие по данному разделу такие занятия как: «Весёлая кадриль», «Филимоновская ярмарка», «Два государства: Дымка и Городец» «Ах,матрешка! Ох матрешка!» «Знакомство с Кузнецкой матрешкой», «В стране народного творчества». Занятия данного раздела представлены в форме творческой мастерской. По сути своей, они сначала знакомят с народным творчеством, затем предоставляют ребёнку возможность творить, сравнивать, выбирать, работать в любимой технике. На некоторых занятиях они разбиваются на подгруппы, выбирают себе технику, работают над созданием коллажа! Такие работы получаются яркими, оригинальными, творческими.
Ещё одно направление «Я и моя семья». Все начинается с родного дома - семейного очага. В программе дети рисуют себя, своих родных, создают коллажи «Я и моя семья в моём городе», изготавливают подарки для родных и друзей. В портрете мамы (другого родственника) они передают свою любовь, уважение к самому родному и близкому человеку. В этом же блоке включены работы, направленные на сплочение с коллективом сверстников. Рисуя свой автопортрет (портрет друга, они познают себя, передают особенности своего друга, его настроение, эмоциональное состояние (занятия «Автопортрет», «Вот портрет Вам во весь рост!», «Портрет моего друга», «Моё настроение», «Настроение моего друга»).
Еще одно из направлений. Красота вокруг. Прекрасный мир природы родного края. Воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. И отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Занятия на тему «Ветка рябины», «Гроздь калины», «Золотые подсолнухи», «Пушистая верба», «Первоцветы» - знакомят детей с растениями родного города и их особенностями. Занятия построены в форме пленера или зарисовки с натуры. Организуются экскурсии в природу, где уделяется внимание красоте каждой травинки и огромного неба. Занятия «Животные наших лесов», «Как розовые яблоки на ветках снегири», «Зайка беленький стал серенький», «Такие разные птицы» помогают познакомить детей с животными родного, научить заботиться о них. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о том, что находиться вокруг нас.
В рамках самой программы заложена работа с детьми на сплочение детей и родителей. Дети рисуют как индивидуальные работы, так и коллективные. А для создания коллективной работы им необходимо договариваться между собой. Формируется сотрудничество между детьми, толерантность, взаимоуважение. Итогом всех занятий является оформление выставки, которые с удовольствие посещают родители воспитанников. После просмотра выставки родители, как правило, беседуют с ребенком, тем самым закрепляя полученный материал. На выставках вместе собираются все участники ВОП, организуется эффективное общение и взаимодействие.
В рамках программы предусматривается работа с литературным материалом (сказками познавательными о природе родного края, сочинениями, мини-рассказами и прочее). Этот литературный материал направлен, на формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольника и представляет собой «благодатную почву» для развития таких качеств личности как: сопереживание, любовь к родным просторам, толерантность, нравственные представления и навыки, взаимопомощь и прочее.
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране. Воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Мы стремимся, чтобы в результате нашей работы, ребенок дошкольного возраста на вопрос в какой стране ты живешь? ГОРДО отвечал: «я живу в РОССИИ!»
Литература:
1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М., 2007.
3. Маханева М. Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.