Мария Лучинкина
Игра как средство социализации дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье описывается роль игры в социализации ребенка-дошкольника. Авторы анализируют и обобщают основные положения понятия феномена игры и функции игры, делают вывод о необходимости в дошкольных учреждениях педагогически выверенной организации процесса воспитания для эффективного и качественного формирования личности ребенка.
Публикация «Игра как средство социализации дошкольника» размещена в разделах
Ключевые слова: игра, дошкольник, социализация ребенка, функции игры.
Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя
мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Детство – это такая
пора, когда закладывается «фундамент» для дальнейшего развития. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию ценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В это время ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться,
складывается определенное отношение к людям, к труду, вырабатывается навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
По убеждению доктора психологических наук, профессора, специалиста в
области психологии развития Д. И. Фельдштейна, дошкольное детство – это особое целостное социальное явление, имеющее определенное временное притяжение. Это процесс постоянного и физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства и рефлексии на все отношения в этом пространстве.
Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой ООН. В числе прочих жизненных и социальных прав в Декларации, прописано право ребенка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического его развития.
Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал
роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже
значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок
в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Анализ слова «игра» в русском языке весьма многозначен. Философы, историки, психологи, педагоги изучают игру, ее место и роль в жизни человека,
возможности эффективного использования для решения воспитательных и развивающих задач. Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребенка,
в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной
практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации
процесса познания мира.
Согласно высказываний нидерландского философа Й. Хёйзинги, игра в чистом виде – это своеобразная академия жизни дошкольника, где происходит воспитание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая, все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта, и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Изменение детства в играх есть великое завоевание цивилизации. «Отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной», – это сказал Януш Корчака, польский писатель с мировым именем педагога и психолога.
Из раскрытия понятия игры философами, историками культуры, просветителями, педагогами и психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений, которые отражают сущность феномена игры.
1) Игра – первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная
школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школь-
ников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления ребенка.
2) Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. На
протяжении всей игры, познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
3) Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается и изучается мир.
4) Игра – многогранное понятие. Она означает знание, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых
воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и не игровой деятельности.
5) Игра – свобода и самораскрытия. Продукт игры – наслаждение ее процес-
сом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
6) Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда.
7) Игра социальна по своей природе и является отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Детская игра – явление универсальное, и дети в играх копируют окружающую жизнь, поэтому ее функции разнообразны. Одними из важных функций игры принято считать:
обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоения определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие;
воспитательная функция позволяет выявит индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих
воспитанников;
развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено;
коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними,
устанавливать дружеские отношения, проявлять речевую активность;
развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности;
релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка;
психологическая функция состоит в развитии творческих способностей
детей.
При таком разнообразии функций, игру следует включать в учебный процесс, так как она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
На протяжении всего дошкольного детства формы и виды игр меняются и
усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предметами, ознакомления с их функциональными возможностями и социальным
назначением; затем, со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактиче-
ские игры. В статье Т. Репиной «Воспитатели и дети», игра предстает своеобразным
способом размышления ребенка о действительности. Это означает, что, экспериментируя, ребенок строит свой, в чем-то новый образ мира. Поэтому рекомендовано не допускать авторитарность воспитателя в руководстве этой творческой
деятельностью и тем самым препятствовать развитию ребенка.
Сложилось мнение, что непонимание некоторыми воспитателями и учеными, которые разрабатывают теорию игр, ее развивающей ценности, прежде всего, как самостоятельной деятельности, открывающий простор детскому творчеству, фантазии, ведет к резкому снижению интеллектуальной активности детей. Педагогам необходимо отбросить бытующее в наше время навязывание детям формальных приемов и навыков игры, диктовку ее темы и условий, распределение ролей.
Приходя к выводу, что социализация дошкольников осуществляется через игру, следует обратить внимание на то, что весь процесс игры происходит и начинается в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. То есть «навязывание» педагогами игры не только не создает развивающей атмосферы, но и действует крайне отрицательно на развитие ребенка в целом.
Одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм и
мастерство воспитателя, но происходит и развитие инициативы и творчества дошкольников, является педагогическое руководство игрой.
Отсюда следует, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность. Ведь «игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» (С. Т. Шацкий).