Татьяна Иванова
Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С давних времен человечество ищет ответ на вопросы о том, что такое память, что это явление представляет собой, каким же образом оно связано с формированием и развитием человека. Ученые, философы и писатели пытались разгадать феномен памяти и ее влияния на человеческую жизнь, становление и развитие человека.
Публикация «Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению о том, что же на самом деле представляет собой такое психическое явление как память, какие процессы и явления психики следует отнести к памяти, а какие нет. Также не удалось до сих пор вывести единое научное определение памяти.
В древнегреческой мифологии с памятью связана река Лета. Согласно представлениям древних греков, эта река протекала в подземном царстве мертвых. С тех древних времен до нас дошло крылатое выражение «кануть в Лету», что означает «исчезнуть из памяти, забыться». Олицетворением памяти считалась богиня Мнемозина. Отсюда и выражение «пить из источника Мнемозины».
Теперь попытаемся понять, что же такое память, что она представляет собой и какую роль играет в формировании личности индивида, в становлении и развитии человеческой психики. Для начала попробуем дать определение этому психическому процессу. Память – это способность человека воспринимать, накапливать и в дальнейшем применять информацию об окружающем мире и от деятельности человека, полученную в течение длительного промежутка времени.
И. В. Стародубцева и Т. П. Завьялова в учебнике «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников» дают следующее определение памяти : «Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта».
Стародубцева и Завьялова выделяют следующие виды памяти : по содержанию психической активности, по продолжительности сохранения материала, по степени волевой регуляции. В свою очередь эти три вида памяти также разделяются на подвиды.
По содержанию психической активности память подразделяют на двигательную, образную, эмоциональную и словесно – логическую. По продолжительности сохранения материала – на долговременную, кратковременную и оперативную. По степени волевой регуляции – на непроизвольную и произвольную [с. 33, 2].
Процессы памяти особо важную роль играют во время подготовки спортсменов. С технической подготовкой связаны двигательные представления. Представления – это образы восприятия предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения [с. 34, 2]. Движение является неотъемлемой частью развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Двигательная память занимает особое место в развитии дошкольника. Благодаря высокому уровню ее развития дети 6 – 7 лет осваивают довольно сложные движения, выполняют их быстро, точно и с меньшим напряжением, чем в более раннем возрасте, гибко изменяют освоенные действия [с. 35, 2]. Двигательная активность способствует развитию памяти старших дошкольников.
Старший дошкольный возраст является одним из важных периодов жизни человека – происходит подготовка ребенка к школьному обучению. Наиболее ярко развиваются те психические функции, которые в дальнейшем помогут младшему школьнику в освоении навыков учебной деятельности.
В пять лет у ребенка происходит психомоторное развитие. Повышается выносливость, стабилизируется координация мелких движений и зрительного контроля. Дети начинают увлеченно играть. Игра приобретает более сложные формы: она становится сюжетно – ролевой, моделирующей и групповой. Речь активно используется для общения со сверстниками, что в свою очередь приводит к ее активному развитию. Переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению осуществляется за счет восприятия, которое становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Дети способны решать довольно сложные задачи при условии, что им дают возможность наблюдать доступные для их понимания факты. Они обобщают и классифицируют предметы по определенным признакам, устанавливают связи между ними. Память переходит от непроизвольного запоминания к сознательному. Рекомендуется развивать и смысловую память [с. 6 – 7, 1].
Ребенок шести лет является уже вполне сформировавшейся личностью с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение, как в детском коллективе, так и среди взрослых. Исходя из этого, строит линию поведения и формирует свое отношение к окружающим его людям.
К шести годам двигательная активность детей приобретает разнообразные формы. Ребенок сознательно относится к требованиям взрослых, при этом у него развивается способность понимать поставленную задачу и стремиться к достижению цели. Дошкольники по своей инициативе разучивают новые движения, пытаются освоить то, что плохо получается, проявляя удивительную настойчивость.
Особое значение приобретает воля – способность поступать так, как нужно, а не так, как хочется. В 6 – 7 лет ребенок проявляется активный интерес к информации, сохраняя все полученные ранее знания в памяти. Объем памяти увеличивается, внимание становится все больше произвольным, но еще непостоянным.
Дошкольники познают все в наглядно – действенном и наглядно – образном планах. Словесно – логическое мышление уступает образному, умственное развитие идет наряду с физическим и чувственным. Любые двигательные навыки стимулируют развитие интеллекта. Игра остается ведущим видом деятельности [с. 4 – 8, 3].
Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие упражнения как «Кто ушел?», «Запомни порядок» и «Запомни свое место». Рассмотрим более подробно специфику и содержание этих упражнений.
Упражнение «Кто ушел?» направлено на развитие памяти и внимания. Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий запоминает, кто за кем стоит, а затем отворачивается. В это время один из игроков выходит из зала. Водящий поворачивается и отгадывает, кого нет в шеренге [с. 38, 2].
Упражнение «Запомни порядок» также направлено на развитие памяти и внимания. Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий запоминает их порядок, а затем отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит [с. 37, 2].
Упражнение «Запомни свое место» направлено на развитие зрительной и моторной памяти, а также скоростных качеств. Участники ходят по кругу или в различных углах зала. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый возвращается на свое место [с.
41, 2].
Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста происходит в игровой форме. Дети выполняют упражнения, развивая при этом различные виды памяти, такие как зрительная и моторная память. Наряду с памятью развивается внимание, которое неотрывно связано с процессом запоминания. Скоростные качества являются важной составляющей частью двигательной памяти. Движения помогают детям лучше усваивать и запоминать новую информацию, которая в дальнейшем служит основой формирования жизненного опыта человека.