Нина Макаренко
Игра как способ коррекции поведения у детей-логопатов
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры в процессе обучения и коррекции поведения детей логопатов.
Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребенка-дошкольника. Она является лучшим средством для стимулирования ребенка к активности, для закрепления представлений, обогащение словаря, привития необходимых навыков. Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности, сообразительности.
Публикация «Игра как способ коррекции поведения у детей-логопатов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Отличительной особенностью использования игры в работе с детьми логопатами является то, что она помогает формированию усидчивости, умению доводить начатое до конца, умению действовать в коллективе и тем не менее дождаться очереди для ответа, быть сдержанным, уметь выслушать товарища. Игра помогает развитию интереса к образовательной деятельности, служит мотивацией к действию.
В процессе обучения, игра приобретает особое значение: она служит средством, содействующим привитию детям новых положительных речевых навыков.
В основе всех видов логопедических занятий, направленных на устранение речевого дефекта, лежит игровое начало. Благодаря использованию игровых средств педагогу удается вызвать интерес даже у самых неусидчивых и незаинтересованных детей к процессу обучения, побудить их к активным действиям.
Дидактические игры являются одним из средств, способствующих уточнению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях, обогащения словаря, развитию правильного звукопроизношения, грамматических форм речи, воспитанию и закреплению навыков пользования плавной, ритмичной речью.
В качестве примера хочу привести описание некоторых дидактических игр для занятий с детьми логопатами.
Игры дидактические (настольные)
Лото предметное
Звери, птицы, растения, предметы, изображенные на карточках, сначала называются детьми совместно с педагогом, затем отраженно – за педагогом и, наконец, самостоятельно.
Данное пособие используется с целью воспитания у детей первоначальных навыков плавной речи.
Парные картинки
Карточки с картинками горкой лежат на середине стола – картинками вниз. Дети по очереди берут по одной карточке и кладут ее перед собой, говоря: «У меня на картинке мячик». Если кому-нибудь из детей попадается картинка с изображением того же предмета, ребенок говорит: «У меня тоже мячик, дай мне, пожалуйста, свою картинку». – «Возьми пожалуйста, это парная картинка», - отвечает тот, у кого была парная карточка.
Эта игра способствует закреплению навыков произношения стереотипных фраз в диалогической речи.
Занятия с пирамидкой
Ребенку дают небольшую пирамидку, и он, разбирая ее, сопровождает свои действия словами: «Я снимаю красный колпачок и кладу его на стол, теперь снимаю синий кружок и тоже кладу его на стол» и т. д. Когда пирамидка разобрана, ребенок передает ее стержень соседу и говорит: «Валя, собери, пожалуйста, пирамидку!» Сосед, поочередно надевая кружки на стержень, говорит: «Я надеваю зеленый кружок, теперь надеваю синий кружок» и т. д.
То же проделывают и остальные дети.
Цель такой игры – закрепление навыков плавной речи в форме стереотипных фраз, связь речи с действиями.
Игра «Чего не хватает?»
Ям раздаются сюжетные картинки. На рисунках не хватает того или иного предмета, например нарисован мальчик, который бежит за бабочкой, но у него в руках нет сачка, и т. п.
Когда все карточки розданы детям и они внимательно их рассмотрели, педагог берет маленькие карточки с изображением остальных предметов, которые отсутствуют на картинках, находящихся у детей. Педагог (а в последствии кто-нибудь из детей, исполняющий роль ведущего) спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Это сачок». – «Кому нужен сачок?» - «Мне нужен сачок, - отвечает ребенок, у которого на картинке изображен мальчик, бегущий за бабочкой. – На моей картинке нарисован мальчик, который хочет поймать бабочку, а сачка у него нет».
В процессе игры роль ведущего поручается тому ребенку, который должен особенно ответственно следить за качеством своей речи.
Такая игра ставит своей целью развитие у детей внимания, сообразительности, закрепление навыков плавной, ритмичной речи в ответах на вопросы и самостоятельном построении предложений.
Игра со строительным материалом и набором игрушек «Домашние животные»
Детям раздают строительный материал (каждый ребенок получает по одной части какого-либо строения – сарая, домика и т. д.) и по одной-две игрушки, изображающих животных.
Поочередно каждый из детей ставит свою часть строительного материала на стол, говоря: «Я поставил стенку», «Я сделал крышу» и т. д. педагог спрашивает: «А кто будет жить в этом домике?» - «Это будет сарай, там будет жить корова (ребенок ставит корову)» или: «Там будет жить свинка» и т. д. Затем педагог беседует с детьми о том, кто живет в сарае, что ха животные, что они едят, чем полезны людям и т. д.
Такая игра проводится с целью закрепления навыков плавной, ритмичной речи в процессе деятельности детей с целью расширения их кругозора, обогащение словаря.
Аналогичные игры можно проводить и с другими игрушками, например с куклой – одевание, раздевание, кормление, укладывание спать и т. д.
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат различные игрушки. Ведущий выбирает одну игрушку так, чтобы остальные ее не видели, и говорит: «Отгадайте, что у меня?» Дети должны угадать, какая игрушка у ведущего, по ее признакам, на ощупь или по устному описанию. Дети спрашивают: «Из чего она сделана? Какая по цвету? Что с ней можно делать?» и т. п. Ведущий должен отвечать на все вопросы. Тот, кто правильно назвал игрушку, становится ведущим.
Цель этой игры – развитие кругозора детей, их словаря, сообразительности, умения найти точную формулировку и закрепление положительных речевых навыков в процессе речевого общения.
Игра «Телефон»
Поочередно двое детей говорят между собой по игрушечному телефону. (Затем разговаривает по телефону следующая пара.) Эта игра проводится с целью развития у детей фантазии и закрепления положительных речевых навыков в самостоятельной речи.
Игра «Что изменилось?»
На столе лежат различные игрушки, предметы. Одному из детей предлагается внимательно посмотреть, что и в каком порядке лежит на столе, и затем выйти из комнаты. В отсутствие ребенка педагог или кто-нибудь из детей прячут одну из игрушек или располагают игрушки в другом порядке. Затем зовут ушедшего и спрашивают его: «Что изменилось на столе?» Ребенок должен ответить.
Эту игру можно проводить в разных вариантах, например: спрятать кого-нибудь из детей или изменить что-либо в обстановке комнаты.
Такая игра способствует развитию внимания и наблюдательности детей, закрепление речевых навыков в самостоятельной речи.