Хлащева Ольга Владимировна
Игра как мотивационный прием в решении коррекционных задач по речевому развитию дошкольников
Одной из важнейших задач в системе обучения и развития детей дошкольного возраста является задача формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.
Правильная речь – это один из наиболее важных показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения, основа для становления социально-ориентированной личности. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем более уверенно он себя чувствует в социальном окружении.
Публикация «Игра как мотивационный прием в решении коррекционных задач по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Однако, в последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными речевыми нарушениями. Вместе с этим, существенно изменились характер, глубина и структура дефектов речи. Масса детей испытывает трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеет скудный словарный запас, не умеет строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, невыразительны.
Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют такие психологические особенности как дефицит внимания, низкий уровень развития самоконтроля, познавательной активности, быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность и низкий уровень мотивации к обучению.
Причин роста количества детей с речевыми нарушениями может быть множество, начиная от родовых травм и заканчивая различными физиологическими заболеваниями. Но каковы бы ни были эти причины, многие речевые нарушения поддаются коррекции, особенно, когда коррекционные мероприятия учитывают возрастные особенности развития детей. Одна из таких возрастных особенностей – развитие ребенка в игре и через игру.
Игра – естественное состояние ребенка дошкольного возраста, основа познания окружающего мира и речевого взаимодействия с ним. С точки зрения ребенка, игра – это получение максимального удовольствия от жизни. Без игры ребенку «нечего делать». С точки зрения специалиста, игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте, который дает ему возможность расти и развиваться.
Отсюда специфические требования к организации образовательной деятельности специалистов, к созданию условий для коррекционной работы по устранению речевых нарушений, к методам и приемам для индивидуальной и фронтальной работе с детьми.
Опыт моей профессиональной деятельности подтверждает научно-педагогические выводы о том, что среди всех методов коррекции речевых нарушений наиболее эффективными являются методы игрового обучения.
Что может дать игра моим воспитанникам?
- Свободу в виде индивидуального и самостоятельного выбора. На своих занятиях я всегда предоставляю детям не одну, а две-три игры с одинаковым решением коррекционных задач. Дети могут высказать свое предпочтение, выбрать игру, которая больше всего нравится.
- Порядок. В каждой игре существуют свои правила, который никто не может и не должен нарушать. И мы с детьми учимся выполнять эти правила. Это помогает формировать внимание и усидчивость, терпение и ответственность.
- Увлеченность. Игра увлекает ребенка, активизирует его способности, заставляет эмоционально переживать успех и неудачи, а это значит, что коррекционные речевые упражнения выполняются легче и усваиваются быстрее.
- Развитие умственных способностей. В игре ребенок активизирует все свои знания, вытаскивает то, что «вчера забыл», систематизирует и запоминает материал. И делает это без особых осложнений.
- Проявление творческих способностей. Игра позволяет ребенку проявить себя в разных ролях, творчески переосмыслить задание и свою роль в этом задании. Принять и понять речевые нормы и правила без педагогического давления.
- Элемент неопределенности. В игре невозможно предопределить результат, но именно это возбуждает и активизирует ум, настраивает на поиск и выбор оптимальных решений. В своей практике стараюсь, чтобы ребенок почувствовал радость победы и научился проигрывать, но не сдаваться.
- Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях. Игра помогает приобрести психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в достижении поставленной цели.
- Потребность ребенка в общении. Игра стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков, дает радость общения вне зависимости от уровня речевого развития и имеющихся речевых нарушений.
Я убеждена, что именно игра позволяет добиться высоких результатов в коррекционно-педагогическом процессе развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра невозможна без речевого общения, а чтобы речь была понятна и интересна другим участникам игры, необходимо говорить все правильно, чисто и внятно.
Таким образом, игра является хорошим стимулом речевого общения, а это в свою очередь ведет к мотивации для освоения правильной речи и позволяет проводить коррекционные мероприятия на положительном эмоциональном уровне.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те методологические основы, на которые я опираюсь в процессе использования игры, как мотивационного приема в решении коррекционных задач.
Игры, которые использую в своей практике, я условно разделила на три блока:
1. игры на развитие звуковой культуры речи (артикуляция, мелкая моторика, речевое дыхание);
2. игры на формирование фонематических процессов, автоматизацию, дифференциацию звуков и подготовки к обучению грамоте;
3. игры, используемые при формировании лексико-грамматических категорий и связной речи.
Для каждого блока подбираю свои игры, соответствующие решению текущей задачи. Но это не значит, что игры одного блока, не могут быть использованы в других блоках. Напротив, поддерживая возникшую мотивацию детей, их желание продолжить понравившуюся игру, варьирую ее содержание, усложняю правила или поставленные задачи, дополняю, обогащаю сюжет.
Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность,
включает в себя цель, средства, процесс и результат. Начинаю игру всегда с объявления названия игры, используя для этого интонационные особенности голоса. Загадочная или шутливая интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение, формируют предчувствия интересной деятельности. У детей сразу появляется желание играть, показать свои умения, стать победителем. Так проявляются первые признаки мотивационного поведения.
Вместе с тем стараюсь соблюдать простые условия: игра не должна снижать рабочего настроя детей, переходить в разряд развлекательного мероприятия. Игровой сюжет стараюсь развивать параллельно основным коррекционным задачам : корректировка недостатков произношения, формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, расширение словарного запаса через уточнение и расширение семантических полей; нормализация мышечного тонуса и координации движений, совершенствование психических и коммуникативных навыков детей.
Среди игровых приемов, которые мотивируют детей на речевую активность и познавательный интерес, в моей педагогической практике присутствуют такие как речевые игры-упражнения : «К нам гости пришли», «Чья посылка, чье письмо?», «Поездка в цирк (в театр)», «Покупки в магазине», «Зимние забавы», «Смешарики в веселой школе» и другие. Дети активно подключаются к участию в этих играх, упражняясь в правильном звукопроизношении, тренировке грамматического строя речи, подборе лексического ряда.
Эффективным приемом мотивации детей на предстоящую деятельность стало для меня использование игрушек. Игрушки-животные, сказочные персонажи, популярные герои мультфильмов приходят к нам на занятия со своими проблемами, просьбами, вопросами, создавая игровую ситуацию или сюрпризный момент. Дети полюбили игрушку в виде ученого жирафа Звукарика, медвеженка Тяпу, которого учат правильно выговаривать звуки, грузовичка Леву из одноименного мульфильма, который привозит свои задания, семейство трех котят, которые придумывают разные игры.
Игрушки погружают ребенка в сказочную или игровую проблемную ситуацию, где он должен помочь героям, преодолевая различные препятствия. Помимо мотивации к освоению новых знаний и навыков, у детей формируются нравственные понятия, они радуются, когда оказывают помощь любимым персонажам и. между делом, преодолевают сложный речевой барьер.
Очень часто для развития лексико-грамматических категорий, связной речи я использую в коррекционной работе словесные игры. Для детей главную сложность в них составляет умение подготовить ответ на уровне мыслительной деятельности, без опоры на наглядность. Это такие игры как «Скажи наоборот», «Ходит, ползает, летает», «Кто сынишка у кота?». Особенно детям нравятся игры-загадки, игры-предположения по типу «Догадайся, о каком времени года я говорю», «Что случится, если…», «Я скажу, а ты продолжи…» и другие. Такие игра как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» я традиционно использую для коррекции слоговой структуры, звукопроизношения, активизации словаря.
Особое место в мотивационном арсенале каждого учителя-логопеда занимают настольно-печатные игры, игры с набором (комплектом) иллюстраций (картин). Дети очень любят играть в такие игры, радуются, когда с ними играет и педагог. В моей методической копилке много видов настольно-печатных игр, среди которых логопедическое лото, логопедическое домино, тематические пазлы, игры «Четыре сезона», «Кто, где сидит», «Подбери картинку», «Вчера, сегодня, завтра» и другие. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания детей. Все они относятся, как правило, к играм с правилами и носят соревновательный характер. Т. е. ребенок может, как выиграть, так и проиграть. Используя такие игры на коррекционных занятиях, я обучаю детей неукоснительно соблюдать правила, формирую навык произвольного поведения и партнерского взаимодействия с педагогом или другими детьми.
Планируя использование настольно-печатных игр на занятии, всегда стараюсь учитывать, что ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Поэтому внимательно слежу за тем, чтобы ситуацию успеха пережил каждый ребенок. Это помогает ему более уверенно осваивать коррекционно-речевые правила и нормы.
Одна из любимых и мотивационно значимых серия игр для детей - это игры с мячом. Я часто использую мяч для проведения динамических пауз, дидактических и словесных игр. Если мяч «в игре» на индивидуальном занятии, обязательно принимаю на себя роль партнера, даю возможность ребенку приготовить свои задания для меня, подобрать нужные слова или словосочетания. На фронтальных и подгрупповых занятиях организую игры с мячом так, чтобы в роли водящего побыл каждый ребенок.
Такой подход не только активизирует речевую деятельность детей, но и формирует навыки коммуникативного общения.
Дети старшего дошкольного возраста очень любят занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. В этом случае очень внимательно отношусь к объединению детей в команды, к подбору детей для разных заданий. Практикую предварительную работу с отдельными детьми, чтобы все дети комфортно себя чувствовали во время игры, не стеснялись принимать участие в подобном мероприятии. Учу детей поддерживать друг друга и свою команду, договариваться и играть дружно.
Так, например, в подготовительной группе, которую посещали 7 детей с речевыми нарушениями, организовала и провела конкурс на лучшего чтеца «Осенние краски», игру-соревнование «Где мы были, мы не скажем…», которая была посвящена родному городу, тематическую викторину «Зимние забавы». Мотивационным стимулом была подготовка команд, участие в игре родителей, самостоятельный подбор детьми необходимой атрибутики для игры.
Результаты игровой мотивации на логопедических занятиях убеждают в том, что в ходе использования игры у детей легко формируется плавный темп речи, улучшается его звучность и выразительность, совершенствуется звукопроизношение, результативнее идет работа над словообразованием и построением фраз, расширяется и активизируется словарный запас. Применение различных игр на коррекционных занятиях способствуют развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к активному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, помогают чередовать виды речевой деятельности и повышают эффективность коррекционно-речевой работы.
Библиографический список
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 2000.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2000.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с. 4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7.
5. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2004.
6. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4.
7. Нищева Н. В. Развивающие сказки : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособиеконспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.
8. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6.