Анна Кругликова
Игра из далекого детства
▼ Скачать + Заказать документы
Кто постарше, помнит, как в детстве играли в «Секретики». Увлекательная и таинственная игра! Не знаю, играют ли в не девчонки сейчас? Во всяком случае, я ни разу не видела за этим занятием современных детей. В наше время это была девчоночья игра, но охотились за девчоночьими секретами мальчишки.
Почему «Секрет»? Просто надо было вдали от чужих глаз где-нибудь на газоне, клумбе или под деревом вырыть поглубже ямку, выстлать её дно чем-нибудь блестящим и ярким (фольга от шоколадки, блестящий фантик от конфеты, гофрированная бумага). Особенно ценилась цветная фольга, она была довольно редкой детской добычей. Для фона использовались и широкие листья, трава.
Публикация «Игра из далекого детства» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
А потом поверх основы выкладывались «сокровища» : бусинки, цветные стеклышки, старый значок, найденные на море причудливые камешки или ракушки. Если такие находки-сокровища отсутствовали, в дело шли бутончики цветов, пушистые серебристо-зеленые колоски, тугие головки от мальвы, в обилии растущей во дворах. Всё это раскладывалось как можно красивее, накрывалось прозрачным стеклом, бережно вымытым или просто протертым пальцами. Получалось чудесное окошечко в неведомый мир, которое засыпалось землей. «Секрет» готов! Перед хозяйкой тайника стояли две задачи: сохранить «секрет» как можно дольше, чтобы никто не нашел, и как-то отметить его расположение, чтобы самой можно было найти.
К готовому «секрету» мы возвращались не раз и не два, что-то подправляли, докладывали или меняли сокровища, накрывали другим стеклышком и снова засыпали землей. Но самое главное – «секретом» любовались! «Секреты» доверялись только избранным, открывались лучшим подругам. Если дружба уходила в прошлое, бывшие подружки из мести могли уничтожить «секрет». Предательством считалось, если твоя подруга открывала твой секрет кому-то постороннему.
К сожалению, и без предательств «секрет» существовал недолго, хитрые и озорные мальчишечьи глаза выслеживали их и разрушали с завидной страстью. Так мальчики удовлетворяли свой охотничий инстинкт, за которым – интерес к представителям другого пола. «Секреты» могли погибнуть и от рук своей хозяйки или от внешних непредсказуемых действий взрослых – посадили дерево, разбили другой газон, стали прокладывать дорожку или появляется новая лавочка для бабушек.
Вспоминая свои собственные «секреты», помню, что испытывала необъяснимые смешанные чувства: к чисто эстетическим чувствам (Красиво) примешивались ощущение чего-то таинственного, волшебного. Острое ощущение риска заставляло быть осторожной, а ощущение, что твой секрет лучше, чем у другой девочки, наполнял сердце гордостью.
Я давно уже взрослая, у меня растет шестилетняя внучка, но до сих пор ищу ответы на разные вопросы. Что же такое «секрет»? Какие потребности он удовлетворяет? Для чего девочки в возрасте от 6-7 до 8-9 лет начинают устройство подземных «секретов», обучаясь этому от более старших подруг? И – продолжается ли эта традиция в ХХI веке, когда многие интересы детей крутятся вокруг гаджетов и смартфонов, когда исчезают уютные тенистые дворы и мальчики и девочки не сбиваются в шумные дворовые команды, где в игре дети успешно социализировались без педагогов и психологов.
Изучая психологию, понимаю, что страсть девочек к тайникам – это способ материализовать свое присутствие в окружающем мире, но сделать это тайно от чужих глаз. Причастность к тайне возвышает, а желание оберегать ее делает душу взрослее. «Секрет» никогда не открывают взрослым – в этом потребность ребенка отгородить свой нарождающийся внутренний мир от посягательства. В «секретах» есть много от архаики: очертить зону своего обитания, наделить ее символическими охранными знаками, ощущать силу своего места как свою собственную, обладать дарами, недоступными для непосвященных.
Игра далекого детства трансформировалась в развивающую игру «Секрет» для дошкольников, с которыми я работаю как психолог. Цель игры – вхождение в волшебный мир фантазии, мотивация творчества, насыщение потребности в переживании своего внутреннего мира, в самореализации. Я беру коробку с прозрачной крышкой (таких упаковок – для чашек, декоративных тарелочек, наборов духов – сейчас очень много). В качестве основы использую фольгу, гофрированную бумагу, елочный разноцветный дождик. Для заполнения «секрета» нужен набор всякой всячины: мелкие игрушки, старые значки, брошки без заколок, интересные по декору пуговицы, фантики, цветные камешки, бусинки.
Перед игрой рассказываю, как в детстве мы создавали «секреты» и предлагаю поиграть. Инструкции просты: «Сделай свой «секрет», «Расскажи про свой «секрет» (предварительно накрытый платком, «Запомни свой «секрет», «Сделай «секрет», какой скажу».
В игре «Секрет» развиваю внимание, память, связную речь детей, их дизайнерские творческие способности. И надеюсь, может, кто-то продолжит эту старую, как мир, традицию?