Татьяна Михайловна Реветнева
Игра и дошкольник
▼ Скачать + Заказать документы
Реветнева Татьяна Михайловна – воспитатель МБДОУ ДС № 5 «Незабудка»
ИГРА И ДОШКОЛЬНИК
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий его основные потребности, прежде всего в самостоятельности и активном участии в жизни взрослых. В отличие от повседневной жизни, где ребенка постоянно учат и от всего оберегают («Не упади!», «Не бегай!», «Вымой руки!», «Не выдумывай!», в игре он может все: плыть на океанском лайнере, лететь в космосе, учить школьников и даже взрослых и т. п. таким образом, малыш в игре, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
Темочки:
Играя, дети вступают в такие отношения, до которых еще «не дорос-ли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А. П. Усова).
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способ-ствует формированию психических процессов, в том числе воображения. К. Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов во-ображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные, неподдельные чувства.
Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации. Еще одно важное свойство, которое развивается в игре, - это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (например, кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия («помыл руки» под воображаемым краном).
В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Важнейшим средством воспитания становится игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.
В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за веревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, натуралистическая, «приземленная» игрушка не дает простора воображению ребенка, тормозит развитие игрового замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К. Д. Ушинского, «дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которые они не могут изменять по своей фантазии». Динамика игрушки обеспечивается ее конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр и игрушек чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их, не нарушая естественного хода игры, не лишая ее «души» замечаниями, указаниями, неосторожными словам.
Обычно рекомендуется разучивать новые игры во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени. Воспитательное воздействие подвижных игр в большей мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то, что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются позитивным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Оно является признаком перегрузки как физической, так и психической.
Внимательно следует относиться и к неудачам детей в подвижных иг-рах. Педагог должен помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. В этом отношении надо особенно осторожно относиться к играм с элементами соревнования. Игры, включающие индивидуальное соревнование, могут проводиться только в подготовительной к школе группе, но и здесь надо строго следить, чтобы силы партнеров была равные. Воспитатель должен осознано подходить к делению детей на команды, знаю возможности каждого ребенка.
Игра ребенка-дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики дет-ских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать продолжительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Однако игра также может быть источником формирования и отрица-тельного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обога-щение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т. д. в группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.