Светлана Кадачникова
Дошкольник и доступные средства получения информации
▼ Скачать + Заказать документы
Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до работы, определяем место для встречи с друзьями и т. д. При этом не меньшее значение имеет умение пользоваться доступными средствами получения информации. Особенно актуально формирование данного навыка на этапе подготовки ребенка к школе, когда дети учатся слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию как необходимое условие обучения.
Публикация «Дошкольник и доступные средства получения информации» размещена в разделах
Возрастающее внимание педагогики и практики образования к вопросам информационной грамотности обусловлено главными особенностями современного мира - его высокой динамичностью и огромным потоком информации. Становится очевидным, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умения пользоваться доступными средствами познания и получения информации.
Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.
Информационная потребность возникает тогда, когда стоящая перед ребёнком цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.
1. "Развитие потребности в дополнительной информации" предполагает создание ситуаций для воспитанников, когда им необходим поиск информации для решения поставленной задачи.
Можно использовать игры например:
Игра "О чем рассказывает обложка книги?"
Воспитатель предлагает детям рассмотреть обложку и высказать предположение, о чем может быть эта книга. Дети рассматривают ее и высказывают свои предположения. Книга для данной игры подбирается с соответствующим возрасту детей содержанием и яркими иллюстрациями.
Игра "Когда это бывает?"
Воспитатель называет сезонные признаки времен года, а дети говорят, в какое время года это бывает.
Игра "Что за дерево такое?"
Воспитатель перечисляет характерные признаки дерева, а дети догадываются, какое это дерево.
Игра"Зоопарк"
Воспитатель предлагает детям поиграть в "Зоопарк". Он показывает недорисованные картинки животных и просит воспитанников закончить рисунки.
2. "Работа с источниками информации" направлены на развитие у дошкольников умений находить нужную информацию посредством наблюдения, общения со старшими, умения задавать вопросы; работы с книгами, энциклопедиями, справочниками; с помощью телевидения, CD, Интернета.
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдая, ребенок учится выделять признаки объекта и расширяет свое представление о нем. Получить необходимую информацию дошкольники могут также, общаясь со взрослыми, задавая вопросы.
Организованная образовательная деятельность в ДОУ строится таким образом, что старшему дошкольнику необходимо самому найти нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками, в т. ч. электронными ресурсами (телевидение, CD, Интернет). Использование медиаресурсов имеет ряд преимуществ:
- представление информации в игровой форме на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером стимулируют познавательную активность детей;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
3. "Использование информации для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях". Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и развитого воображения. Проводятся они следующим образом: сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Особое внимание необходимо уделять заданиям на ориентирование дошкольника в будущем "школьном пространстве". Ребенок должен уметь принимать решения в различных жизненных ситуациях. Данный вид заданий поможет успешной адаптации будущих первоклассников к школе.
4. "Создание собственных информационных объектов" предполагает, что полученную разными способами информацию дети смогут использовать в практической деятельности при создании макетов, графических работ (рисунков, сообщений, проектов, моделировании.
Для передачи информации при выполнении заданий дошкольники используют сообщение, в ходе которого передаваемая информация может совпадать и не совпадать с содержанием речевого произведения.
С целью исследования детьми объектов (предметов, процессов, явлений) познания используются их модели. Упражнения на создание информационных моделей помогают дошкольникам получить объяснение этих явлений, дополнительную информацию о признаках предметов и т. д.