Папки-передвижки

Дошкольник и доступные средства получения информации

Светлана Кадачникова
Дошкольник и доступные средства получения информации
▼ Скачать + Заказать документы

Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до работы, определяем место для встречи с друзьями и т. д. При этом не меньшее значение имеет умение пользоваться доступными средствами получения информации. Особенно актуально формирование данного навыка на этапе подготовки ребенка к школе, когда дети учатся слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию как необходимое условие обучения.

Публикация «Дошкольник и доступные средства получения информации» размещена в разделах

Возрастающее внимание педагогики и практики образования к вопросам информационной грамотности обусловлено главными особенностями современного мира - его высокой динамичностью и огромным потоком информации. Становится очевидным, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умения пользоваться доступными средствами познания и получения информации.

Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.

Информационная потребность возникает тогда, когда стоящая перед ребёнком цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

1. "Развитие потребности в дополнительной информации" предполагает создание ситуаций для воспитанников, когда им необходим поиск информации для решения поставленной задачи.

Можно использовать игры например:

Игра "О чем рассказывает обложка книги?"

Воспитатель предлагает детям рассмотреть обложку и высказать предположение, о чем может быть эта книга. Дети рассматривают ее и высказывают свои предположения. Книга для данной игры подбирается с соответствующим возрасту детей содержанием и яркими иллюстрациями.

Игра "Когда это бывает?"

Воспитатель называет сезонные признаки времен года, а дети говорят, в какое время года это бывает.

Игра "Что за дерево такое?"

Воспитатель перечисляет характерные признаки дерева, а дети догадываются, какое это дерево.

Игра"Зоопарк"

Воспитатель предлагает детям поиграть в "Зоопарк". Он показывает недорисованные картинки животных и просит воспитанников закончить рисунки.

2. "Работа с источниками информации" направлены на развитие у дошкольников умений находить нужную информацию посредством наблюдения, общения со старшими, умения задавать вопросы; работы с книгами, энциклопедиями, справочниками; с помощью телевидения, CD, Интернета.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдая, ребенок учится выделять признаки объекта и расширяет свое представление о нем. Получить необходимую информацию дошкольники могут также, общаясь со взрослыми, задавая вопросы.

Организованная образовательная деятельность в ДОУ строится таким образом, что старшему дошкольнику необходимо самому найти нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками, в т. ч. электронными ресурсами (телевидение, CD, Интернет). Использование медиаресурсов имеет ряд преимуществ:

- представление информации в игровой форме на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером стимулируют познавательную активность детей;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

3. "Использование информации для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях". Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и развитого воображения. Проводятся они следующим образом: сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Особое внимание необходимо уделять заданиям на ориентирование дошкольника в будущем "школьном пространстве". Ребенок должен уметь принимать решения в различных жизненных ситуациях. Данный вид заданий поможет успешной адаптации будущих первоклассников к школе.

4. "Создание собственных информационных объектов" предполагает, что полученную разными способами информацию дети смогут использовать в практической деятельности при создании макетов, графических работ (рисунков, сообщений, проектов, моделировании.

Для передачи информации при выполнении заданий дошкольники используют сообщение, в ходе которого передаваемая информация может совпадать и не совпадать с содержанием речевого произведения.

С целью исследования детьми объектов (предметов, процессов, явлений) познания используются их модели. Упражнения на создание информационных моделей помогают дошкольникам получить объяснение этих явлений, дополнительную информацию о признаках предметов и т. д.

Публикации по теме:

«Дошкольник года» (видеоотчет) Наша воспитанница, Василиса Панова приняла участие в городском конкурсе «Дошкольник года». Она прошла нелегкие испытания I и II тура, и.

Буклеты для родителей как один из видов передачи информацииБуклеты для родителей как один из видов передачи информации Хочу вам представить свои буклеты, как один из способов передачи информации для родителей, детей, педагогов. Буклет - вид печатной продукции,.

Для чего знакомить дошкольников с рациональными способами получения изображения при использовании нетрадиционных техник В настоящее время широко представлен выбор программ по развитию творческих способностей дошкольников нетрадиционными методами рисования,.

Дошкольник и фликеры (фотоотчет)Дошкольник и фликеры (фотоотчет) Цель: формирование основ безопасного поведения дошкольника на улице, предупреждение детского дорожно-транспортного травмтазима. Задачи.

Оформление стендовой информации для родителей по речевому развитию «Добро пожаловать в раздевалку!» Развитие речи детей будет эффективным, если родители перейдут от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве. Организация.

Педагогическая мастерская «Ощущение и восприятие — первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша»Педагогическая мастерская «Ощущение и восприятие — первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» Педагогическая мастерская. Тема: «Ощущение и восприятие – первоисточник информации, или несколько слов о сенсорном развитии малыша» с мастер-классом.

Беседа «Передача информации письмом с древних времен» Презентация на тему: «Передача информации письмом с древних времен» Выполнила воспитатель МКДОУ Большенагаткинского детского сада общеразвивающего.

Сценарий конкурса «Дошкольник года» «Дошкольник года 2015» Цели и задачи: 1. Создание условий для реализации способностей, склонностей и интересов дошкольников. 2. Развитие.

Средства массовой информации как технологии создания гендера на материале современных мультфильмов По причине развития информационных технологий родители рано приобщают детей к мультфильмам. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору.

Значение наглядной информации в детском саду. Значение наглядной информации в детском саду. В детском саду особое место для пропаганды педагогических знаний уделяется организации и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дошкольник и доступные средства получения информации
Опубликовано: 15 августа 2016 в 17:35
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольник и доступные средства получения информации» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кадачникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД