Гульсиня Гибадуллина
Игра «Федорка» для развития речи, наблюдательности, воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Я (как летит время) 15 лет назад прошла авторские курсы Н. А. Зайцева. Человек увлечённый, он сумел заразить нас своей методикой. Я много лет работала по этой методике, использовала весь набор пособий: и таблицы, и плакаты, и кубики. Я не покупала только складовые картинки. Они мне почему-то не понравились – небольшие, чёрное изображение предметов. Складовые картинки я делала сама. Тогда у меня не было компьютера, принтера. Все надписи я делала с помощью трафарета. Сколько фломастеров было переведено! Сколько картона перерезано! Но именно складовые картинки стали моими первыми помощниками при обучении детей чтению. Но сегодня я хотела рассказать об игре "Федорка", которую я провожу с помощью этих картинок.
Публикация «Игра „Федорка“ для развития речи, наблюдательности, воображения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Размер карточек примерно 19х19 см. На каждой карточке - картинка и надпись. С обратной стороны - только надпись. Надпись выполнена зелёным цветом, ударный слог (склад) – чёрным. Таких карточек у меня было порядка 500 штук. Сейчас, наверное, чуть меньше – самые ветхие убрала.
Игровая задача: каждой картинке подобрать пару по любому признаку. Оставшаяся картинка –
Федорка.
Берётся нечётное количество карточек. На полочке у меня помещается 11. Начинается игра. Дети называют пару картинок и объясняют, почему именно такую пару они составили. Например: курица и воробей - это птицы, коза и корова - это домашние животные,, хлеб и апельсин - это еда, (апельсин и яблоко – это фрукты, пугало и картофель – картофель растёт в огороде, а пугало охраняет огород, мальчик и велосипед – потому что мальчик может кататься на велосипеде, и т. д, и т. д. Названную пару картинок сразу убираю. Дети составляют пары из оставшихся. В конце остаётся одна картинка. Это – Федорка. То, что картинок становится всё меньше и меньше, мобилизует детей, заставляет их быть активнее, быстрее думать.
Ценность этой игры в том, что в игровой форме закрепляется и классификация, и дети не боятся ошибиться : если ребёнок называет пару картинок, а объяснить не может, я сама называю сходство : например, на обеих картинках есть зелёный цвет, или, оба предмета сделаны из дерева, или, это сделали люди, или, это растёт в лесу, это игрушки и т. д. Или прошу других детей найти сходства в названных картинках.
Игра эта побуждает детей к рассматриванию картинок. Когда на полочке остаётся три картинки, нужно составить последнюю пару. Кажется, нет ничего общего между этими предметами. И тогда дети находят такие детали, что даже взрослые не всегда заметят.
Часто, не сумев найти сходства в картинках, дети ищут их в словах:оба слова начинаются с буквы О, в обоих словах чёрным написано РИ и т. д.
Я никогда не подбираю специально картинки. Просто отсчитываю 11 карточек. И никогда ещё не было, чтобы игра эта не состоялась. Детская фантазия безгранична! Просто её нужно разбудить!
Кстати, эту игру мы проводим и с игрушками.