Светлана Подзолкова
Консультация «Игра-драматизация с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – драматизация, с детьми дошкольного возраста.
Игры-драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах развития. Это игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, стишки, песни. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий. Ребёнок сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Он разговаривает голосами своих героев, переживает за них, воплощается в образ и живет его жизнью.
Темочки:
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного словаря, развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Он учится управлять собой, мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка, на учебной деятельности. Данные игры способствуют налаживанию взаимоотношений и взаимопониманий между сверстниками и взрослыми. В таких играх присутствует атмосфера доброжелательности, взаимопонимания и открытости. Ребенок учится передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике, жестах, умении сопереживать. Он понимает особенности поведения животных, пробует воспроизводить их, учится звукоподражанию. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и на его учебной деятельности.
Драматизировать – это значит, разыграть какое-либо литературное произведение, при этом сохранить последовательность в нем эпизодов и передать характеры его персонажей. Литературное произведение подсказывает ребенку, какие действия нужно выполнять, но там нет указаний об их способах воплощения: движениях, интонации, мимике.
Выделяют несколько игр-драматизаций дошкольников :
- Игры с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, который находится у него на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или передвигаясь по комнате.
- Игры с куклами бибабо. В этих играх на пальцы одевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
- Игра – импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Для исполнения роли ребенку необходим атрибут – признак персонажа, который наиболее типичен для него. Если настоящего костюма нет, не нужно отчаиваться. Пусть дети сами скажут, какой признак типичен для данного персонажа. Основываясь на этом, можно изготовить самим этот атрибут, например, маска зверя, фартучек, шапочка и т. д. Нужно убедить детей, что самое главное – это образ, который они должны исполнить с помощью жестов, интонации и мимике. Не стоит от детей требовать точности исполнения, опыт придет постепенно.
Игры-драматизации могут быть разнообразны по содержанию, формам и задачам. Это могут быть игры – хороводы, сопровождающиеся пением. Игры-драматизации стихотворений; настольный театр; кукольный театр; творческие игры.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Игра должна строиться на хорошо знакомом материале. Элементы игры можно вводить при первом знакомстве со сказкой, стихотворением (имитация движений, мимика). Например, прочитав сказку «Теремок», мы начинаем беседовать с детьми, рассматривать иллюстрации, выполнять отдельные действия. В средней группе можно учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». Элементы игры можно использовать в режимных моментах, например, в утренней гимнастике, на прогулке, в гимнастике после сна (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями или выглянуло солнышко – дети радуются и хлопают в ладоши). С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр. Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий. (например, потешка «Кисонька - мурысынька»)
В каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же тихий уголок, где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации. В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряженья и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.
Таким образом, игра-драматизация будет возможна, если ребенок воспринимает, осмысливает и переживает при чтении литературного произведения, просмотре спектаклей в саду, с готовностью включается в игру, учитывая свои возможности и способности. А само главное организация игры невозможна без помощи родителей. Они помогают в оформлении декораций, изготовлении костюмов, являются авторами текстов, играют отдельные роли. Это позволяет им лучше узнать своих детей и стать полноправными участниками образовательного процесса, продолжая начатую работу в детском саду в условиях семьи.
Только при соответствующем руководстве педагога игра-драматизация может стать эффективным средством развития и воспитания детей дошкольного возраста.