Татьяна Румянцева
Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников.
Социализация - это очень важный процесс не только для всей людей в частности, но и для всего общества в целом. Так в ходе социализации мы приобретаем такие качества, которые необходимы нам для дальнейшей жизни в обществе.
Происходит становление всего социального опыта, который называется миром человека.
Публикация «Игра-драматизация как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Советский психолог Л. С. Выготский говорил о том, что формирование и построение высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. В данное время сложился острый дефицит взаимопонимания между людьми, культуры общения, внимания друг к другу.
Иногда, в своей работе, я испытываю трудности в вопросах профилактики и коррекции разных негативных проявлений в общении детей, их взаимоотношениях с людьми. Это враждебность, эмоциональная глухость, грубость. На это жалуются и родители детей, посещающих мою группу. А ведь нередко эти проявления возникают, когда ребенок наблюдает поведение взрослых в семье, на улице, в транспорте и т. д.
Эта проблема решается благодаря формированию ценностных ориентаций, нравственных начал в ребенке, которые составляют духовную основу его личности.
Игру-демонстрацию можно рассматривать как особый вид игровой деятельности, у которой есть своя специфика. В процессе игры дети вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что делают и говорят, достигают естественного и реалистического исполнения, приобретают определенные навыки, знания и умения. У ребенка в ходе такой игры появляются воображение, внимание, оценка, общение. Все это играет большую роль в развитии личности ребенка.
Сегодня очень актуален вопрос теории и практики дошкольного воспитания - это как помочь педагогам и родителям противопоставить почти полностью вытесненные во многих семьях игры с героями волшебных сказок, которые сражаются со злом, помогают слабым, играм в которых преобладают агрессивные герои популярных мультфильмов. Я считаю, что в решении данной проблемы могут помочь именно игры-демонстрации. Они обогащают игры деятельность детей нравственно-ценным содержанием, а также помогают реализовывать задачи социального развития дошкольников.
Если рассматривать все виды совместной деятельности, то игра в большой степени влияет на социально-нравственное развитие развитие дошкольника. В ней отражается содержание окружающего мира ребенка, а также норм и правил, существующих в нем. Успех освоения социального опыта ребенка, построение дружеских отношений зависят от характера и содержания взаимодействия детей в игре.
Для себя я поставила задачу - дать детям социально-нравственное воспитание через игры-демонстрации. Это будет способствовать развитию умения детей адаптироваться в окружающем мире, развитию их социализации, а также научить их действовать сообща.
Игра-демонстрация всесторонне развивает ребенка. Дошкольник усваивает идейное содержание произведения, последовательность событий. Кроме того, благодаря таким играм развивается речь ребенка. Дети обогащают свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Также игры способствуют умственному развитию детей и таких психических процессов, как память, внимание, воображение.
Большое влияние игры-демонстрации оказывают на эстетическое воспитание детей, развитие их художественных способностей и творчества, которое проявляется тогда, когда дети ищут разнообразные средства выразительности для создания различных образов героев произведения.
Подобные игры оказывают влияние и на физическое развитие, так как в них происходит организация и совершенствование движений.
Огромное значение игры-демонстрации оказывают на социально-нравственной воспитание детей дошкольного возраста. Я заметила, как детей моей группы привлекает эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, действия персонажей. Они эмоционально осваивают разные произведения, самостоятельно оценивают смысл поступков героев, активизируются процессы формирования содействия, сопереживания, сочувствия.
Мои наблюдения за детьми своей группы показали, какой интерес вызывают игры-демонстрации. С ними мы с большим удовольствием разыгрываем разные сказки, дети с помощью воспитателя изготавливают атрибуты к таким этюдам, самостоятельно продумывают действия своего персонажа. Создание предметной среды является важным условием для развития личности ребенка.
В моей группе организован театральный уголок, в котором представлены разные виды театра: кукольный, пальчиковый, теневой, театр картинок, настольный театр. Также в нем присутствуют музыкальные инструменты (некоторые изготовлены совместно с детьми). В уголке есть костюмы различных героев, наряды для сюжетно-ролевых игр, маски. Изготовление и подбор атрибутов для разыгрывания сказок, игр-драматизаций происходило совместно с детьми и их родителями. Подготовку к таким играм я начинаю с выбора литературных произведений, который обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и проходит по следующим принципам:
- сюжет имеет четко-выраженное воспитательное воздействие;
- герои имеют эмоциональную выразительность с присущими им нравственными качествам (наличие как положительных, так и отрицательных);
- богатый и яркий иллюстративных материал.
Произведения, которые я отобрала для игр-демонстраций, можно разделить на 5 циклов.
1. Сказки, в которых герои умеют дружить (“Под грибом”, “Теремок”, “Рукавичка”)
2. Сказки, в которых противопоставляется добро и зло (“Волк и семеро козлят”, “Снегурочка”)
3. Сказки, показывающие значение заботы о близких, любви по отношению к ним (“Кошкин дом”, “Гуси-лебеди”)
4. Сказки с добрыми, смелыми, справедливыми героями (“Волшебное кольцо”, “Кошечка-Хаврошечка”)
5. Сказки, в которых четко формируется представление положительных качеств - ярко показаны положительные и отрицательные черты героев (“Маша и медведь”, “Заяц-хваста”)
Работу по социально-нравственному воспитанию я играх-демонстрациях я проводила в три этапа.
На первом этапе в ходе таких игр были решены задачи формирования представления дошкольников о нравственных качествах героев сказок. Сначала мы с ребятами моей группы занимались разбором содержания самой сказки. После этого, для того, чтобы у детей появился интерес к игре, я использовала такие приемы, как выборочное чтение, беседа по содержанию сказки. Затем, используя театр картинок, я показывала эту сказку детям. Иллюстративный материал хорошо помогал детям осознавать образы персонажей. Далее проводилось занятие по изодеятельности, на котором мы совместно с детьми изготавливали книжки-самоделки по сказке.
На втором этапе мы с детьми обсуждали жесты, интонацию и мимику героев. Для этого мною использовались игры и упражнения на развитие речи и ее выразительности, развитие сплоченности детей. Например, игра “Лесные жители”: несколько детей “превращались” в диких животных и, используя характерные движения и звуки, показывали их, в то время как остальные отгадывали, образ какого животного они видят перед собой. Также я проводила пальчиковые игры: с использованием мимики (“Веселые человечки”, “Медведь и лиса”, “Еж и заяц” и т. п.).
На третьем этапе подготовки к игре-демонстрации мы с ребятами учились общаться и взаимодействовать в игре. Читали сказку несколько раз, обсуждали ее героев. Затем обыгрывали при помощи театра игрушек, кукольного театра, конструировали домики для героев, распределяли роли. Инсценировку проводили несколько раз, чтобы все дети смогли примерить на себя разные роли. При изготовлении атрибутов и декораций я советовалась с ребятами. Когда распределялись роли, учитывались желания детей или использовались считалки. При разыгрывании таких игр важен индивидуальный подход к детям. Кроме того, я старалась учитывать особенности детей, что позволяло каждому ребенку принимать участие в игре-драматизации.
В процессе работы я для себя отметила, что такие игры развивают коммуникативные качества дошкольника, снимают напряжение, раскрепощают ребенка, создают положительный эмоциональный настрой. Дети сближаются с персонажами, становятся их друзьями. Ежедневное введение сказки в жизнь детей - способ глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействия его на поведение ребенка. Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольника предполагает поиск новых путей в тесной взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. По моим наблюдениям очень многие родителями активно включаются в работу по социально-нравственному воспитанию своих детей. Наша работа будет успешна только если она будет проводиться совместно с семьей ребенка.
Я активно провожу работу с родителями:
- тематические родительские собрания;
- консультации и беседы (как индивидуальные, так и совместные);
- открытые занятия;
- игры совместно с родителями.
На таких встречах я знакомлю родителей с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию при помощи игр-драматизаций, с разными видами театров. На одном из таких встреч я проводила мастер-класс по изготовлению различных персонажей для театрального уголка, показа спектаклей. Родители с большим удовольствием принимали участие в этом мероприятии. Вместе с этим я организовывала небольшие постановки различных сказок с участием детей и их родителей. Все это отлично сближает ребят с их семьей.
Введение игр-драматизаций в образовательную деятельность помогает детям усвоить социальный опыт и повышает творческую активность. Во время игры с ребятами я замечала, как они становились менее тревожными, беспокойными. Все это способствует успешному обучению на всех этапах образования.
Можно сделать вывод, что игра-драматизация - это особый вид игровой деятельности, имеющий особую специфику. В таких играх у детей проявляются воображение, оценка, внимание, общение. И все это имеет очень большое значение в развитии личности ребенка.
Список литературы:
1) Артемова Л. В. “Театральные игры дошкольников” М1999г
2) Дронова Т. Н. “Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет” М. Просвещение 2005г
3) Гурович Л. М. “Ребенок и книга” М. Просвещение 1992г
4) Ерофеева Т. И. “Игра-драматизация” М. Педагогика 1994г.
5) Маханева М. Д. “Театрализованные занятия в детском саду” 2004г
6) Стрелкова Л. П. “Влияние художественной литературы на эмоции ребенка” М 1985г