Получи документы

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Александр Владимирович Гришин
Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского
▼ Скачать + Заказать документы

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития. Ключевые слова: педагогика, детская психология, дефектология, коррекционная педагогика, задержка психического развития, культурное развитие личности. Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.

Публикация «Идеи педагогики и воспитания в наследии Л, С, Выготского» размещена в разделах

Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время. Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований: —сравнение взрослых и детей; —сравнение современного человека и древнего; —сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями. Так Л. С. Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении. Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика. Лев Семенович Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления, объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований: —сравнение взрослых и детей; —сравнение современного человека и древнего; —сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями. Так Л. С. Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении. Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика. Лев Семенович Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления, объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время. Л. С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты. Так воспитание становится активным процессом с трех сторон: — ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие); — воспитатель активен (он наблюдает и помогает); — среда между ребенком и воспитателем активна. Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Он выбрал для себя такие направления исследований: —сравнение взрослых и детей; —сравнение современного человека и древнего; —сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями. Так Л. С. Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении. Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика. Лев Семенович Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления, объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время. Л. С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты. Так воспитание становится активным процессом с трех сторон: — ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие); — воспитатель активен (он наблюдает и помогает); — среда между ребенком и воспитателем активна. Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками. Научное наследство Л. С. Выготского лежало в основе разработки проблемы о детях с так называемой задержкой психического развития. (ЗПР, для которых в 1981 г. утвержден новый тип специальной школы. Это особая категория детей, куда входят дети с осложненными формами инфантилизма, церебральной астении и другими малыми мозговыми дисфункциями. На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа Мышление и речь. В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов. Выдвинутые и разработанные в трудах Л. С. Выготского и его учеников и последователей Н. П. Блонского, Б. Г. Ананьева, Л. С. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. идеи бесценны для решения современных проблем организации научных исследований и целенаправленной коррекционно-психологической помощи детям.

Публикации по теме:

Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество»Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество» Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики "Дети. Театр. Творчесво" В рамках реализации сетевого проекта.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею»Конспект ООД с детьми первой младшей группы с использованием музейной педагогики «Путешествие в мастерскую к дедушке Матвею» Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы с использованием технологии музейной педагогики.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского
Опубликовано: 29 июля 2024 в 20:47
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД