Папки-передвижки

Конструирование с применением пластилинографии как средство развития творческой активности младших дошкольников

анастасия изиланова
Конструирование с применением пластилинографии как средство развития творческой активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Изиланова Анастасия Аркадьевна воспитатель,

МБДОУ ДС №47 "Успех" города Нижневартовска.

«Художественное конструирование с применением пластилинографии, как средство развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста»

Работать над темой «Художественное конструирование как средство развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста» я начала с 2020 года. Эту тему выбрала для себя неслучайно, так как считаю, что потребность развития творческой активности у детей была всегда, а сегодня эта проблема актуальна как никогда.

Публикация «Конструирование с применением пластилинографии как средство развития творческой активности младших дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный период психического развития ребёнка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, которая носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики.

«Конструирование» (от латинского слова соnstruerе – строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. В плане умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребёнок воспринимает признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязание, зрение, практически осваивает величину, длину, ширину, объёмность предмета.

К художественному конструированию можно отнести конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

Одним из основных и интереснейших видов детской деятельности выступает художественное конструирование, а именно художественное конструирование из плоских элементов конструктора с применением пластилинографии. Она способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, картона и «рабочих полей». Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок, с заменой некоторых деталей пластилином, на фон в соответствии с замыслом. Дети с успехом осваивает основы композиции, обучаются различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет им легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину».

Рис. 1 Составление изображения из геометрических фигур по образцу

Художественное конструирование – это не только моделирование струк-туры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.

Работу по художественному конструированию начала с детьми от 1-3лет. Занятия проводила 2 раза в неделю, в рамках совместной деятельности.

В рамках обучения детей конструированию применяю раз-личные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта, по-каз и анализ образца, объяснение последовательности и способов выпол-нения постройки, игрушки, постановка перед детьми задач.

На каждом занятии использую эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии:

конструирование по образцу,

конструирование по замыслу, по теме,

конструирование по условиям.

Показ и анализ образца, выполнение всех действий изготовления кон-струкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта констру-ирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.

Пояснения, вопросы использую наряду с наглядными методами. Про-думываю вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определен-ной последовательности. Через вопросы обращаю внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Таким образом, помогаю сначала выделить один-два существенных при-знака (у домика стены и крыша).

Постепенно дети узнают о большем количестве признаков. У одно-родных предметов с помощью сравнения они начинают выделять общие особенности. Например, у всех видов городского транспорта имеются об-щие части: кабина, кузов, колеса и т. д.

РИС. 2 Составление изображения из геометрических фигур по образцу

с применением пластилинографии.

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обсле-дования предметов, научить их выделять части предмета, определять ос-новные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы боль-шое, у него много окон» и т. д.).

2. Определение общей формы предмета (форма здания напомина-ет большой прямоугольник, поставленный вертикально или горизонталь-но); выделение основных его частей, определение их формы и величины.

3. Выяснение пространственного размещения частей относитель-но друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).

4. Выделение более мелких частей и определение пространствен-ного расположения их по отношению к основным.

5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с опре-делением его общей характеристики («вот такое высокое здание школы вы будете учиться строить» и т. д.)

Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, кото-рый затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

Детям для обследования и последующего конструирования предлага-ются знакомые предметы простых конструкций : домик для кукол, жилой дом, поезд.

После накопления детьми определенных конструктивных умений ис-пользую такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится по-становка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктив-ных решений. С этой целью педагог организует конструирование по усло-виям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, постро-ить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным спосо-бом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной иг-рушке, с заменой некоторых деталей пластилином.

При организации занятий конструированием из бумаги и других ма-териалов, учитывая сложность этой деятельности, использую в основном показ образцов, подробное объяснение. Но и на этих занятиях необходимо активизировать мышление детей, внося в обучение элементы проблемно-сти. Дети могут сами на основе анализа готовой игрушки обнаружить зна-комый способ изготовления и использовать его в работе.

Рис. 3. Сюжетная композиция по сказке «Колобок»

С целью закрепления у детей знаний и формирования умений само-стоятельно и творчески их использовать организую занятия по замыслу, по теме.

При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить де-тей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные прие-мы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия зада-чам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товари-щей.

В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.

Рис. 3. Сюжетная композиция по сказке «Репка» и «Курочка Ряба»

Применение того или иного метода или приема зависит от опыта де-тей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструирова-нию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную по-делку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные ка-чества, эстетические чувства.

Воспитанники участвуют в конкурсах разной направленности, где занимают призовые места.

Уважаемые коллеги, я поделилась с Вами разнообразными методами и приёмами организации обучения художественному конструированию с применением пластилинографии с детьми дошкольного возраста, которые использую в своей работе. Надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в вашей работе.

Фотографии из личного архива. Для публикации получено письменное

разрешение родителей (законных представителей).

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование с применением пластилинографии как средство развития творческой активности младших дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2022 в 10:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование с применением пластилинографии как средство развития творческой активности младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем анастасия изиланова (УИ 529753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД