анастасия изиланова
Конструирование с применением пластилинографии как средство развития творческой активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изиланова Анастасия Аркадьевна воспитатель,
МБДОУ ДС №47 "Успех" города Нижневартовска.
«Художественное конструирование с применением пластилинографии, как средство развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста»
Работать над темой «Художественное конструирование как средство развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста» я начала с 2020 года. Эту тему выбрала для себя неслучайно, так как считаю, что потребность развития творческой активности у детей была всегда, а сегодня эта проблема актуальна как никогда.
Публикация «Конструирование с применением пластилинографии как средство развития творческой активности младших дошкольников» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Дошкольный период психического развития ребёнка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, которая носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления, воображения, технических умений, моторики.
«Конструирование» (от латинского слова соnstruerе – строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. В плане умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребёнок воспринимает признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязание, зрение, практически осваивает величину, длину, ширину, объёмность предмета.
К художественному конструированию можно отнести конструирование из бумаги, природного и бросового материала.
Одним из основных и интереснейших видов детской деятельности выступает художественное конструирование, а именно художественное конструирование из плоских элементов конструктора с применением пластилинографии. Она способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, картона и «рабочих полей». Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок, с заменой некоторых деталей пластилином, на фон в соответствии с замыслом. Дети с успехом осваивает основы композиции, обучаются различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет им легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину».
Рис. 1 Составление изображения из геометрических фигур по образцу
Художественное конструирование – это не только моделирование струк-туры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.
Работу по художественному конструированию начала с детьми от 1-3лет. Занятия проводила 2 раза в неделю, в рамках совместной деятельности.
В рамках обучения детей конструированию применяю раз-личные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта, по-каз и анализ образца, объяснение последовательности и способов выпол-нения постройки, игрушки, постановка перед детьми задач.
На каждом занятии использую эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии:
конструирование по образцу,
конструирование по замыслу, по теме,
конструирование по условиям.
Показ и анализ образца, выполнение всех действий изготовления кон-струкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта констру-ирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.
Пояснения, вопросы использую наряду с наглядными методами. Про-думываю вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определен-ной последовательности. Через вопросы обращаю внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Таким образом, помогаю сначала выделить один-два существенных при-знака (у домика стены и крыша).
Постепенно дети узнают о большем количестве признаков. У одно-родных предметов с помощью сравнения они начинают выделять общие особенности. Например, у всех видов городского транспорта имеются об-щие части: кабина, кузов, колеса и т. д.
РИС. 2 Составление изображения из геометрических фигур по образцу
с применением пластилинографии.
Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обсле-дования предметов, научить их выделять части предмета, определять ос-новные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:
1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы боль-шое, у него много окон» и т. д.).
2. Определение общей формы предмета (форма здания напомина-ет большой прямоугольник, поставленный вертикально или горизонталь-но); выделение основных его частей, определение их формы и величины.
3. Выяснение пространственного размещения частей относитель-но друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).
4. Выделение более мелких частей и определение пространствен-ного расположения их по отношению к основным.
5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с опре-делением его общей характеристики («вот такое высокое здание школы вы будете учиться строить» и т. д.)
Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, кото-рый затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.
Детям для обследования и последующего конструирования предлага-ются знакомые предметы простых конструкций : домик для кукол, жилой дом, поезд.
После накопления детьми определенных конструктивных умений ис-пользую такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится по-становка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктив-ных решений. С этой целью педагог организует конструирование по усло-виям, требующим усложнения знакомой конструкции, например, постро-ить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным спосо-бом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной иг-рушке, с заменой некоторых деталей пластилином.
При организации занятий конструированием из бумаги и других ма-териалов, учитывая сложность этой деятельности, использую в основном показ образцов, подробное объяснение. Но и на этих занятиях необходимо активизировать мышление детей, внося в обучение элементы проблемно-сти. Дети могут сами на основе анализа готовой игрушки обнаружить зна-комый способ изготовления и использовать его в работе.
Рис. 3. Сюжетная композиция по сказке «Колобок»
С целью закрепления у детей знаний и формирования умений само-стоятельно и творчески их использовать организую занятия по замыслу, по теме.
При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить де-тей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и использует различные прие-мы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия зада-чам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товари-щей.
В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.
Рис. 3. Сюжетная композиция по сказке «Репка» и «Курочка Ряба»
Применение того или иного метода или приема зависит от опыта де-тей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструирова-нию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную по-делку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные ка-чества, эстетические чувства.
Воспитанники участвуют в конкурсах разной направленности, где занимают призовые места.
Уважаемые коллеги, я поделилась с Вами разнообразными методами и приёмами организации обучения художественному конструированию с применением пластилинографии с детьми дошкольного возраста, которые использую в своей работе. Надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в вашей работе.
Фотографии из личного архива. Для публикации получено письменное
разрешение родителей (законных представителей).