МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру у детей второй младшей группы

Чернякова Оксана Юрьевна
Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру у детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время актуализируются педагогические аспекты формирования гармоничной личности в дошкольный период. Одним из таких аспектов выступает художественно-эстетическое развитие, обеспечивающее становление эстетического отношения к окружающему миру, направленное на гармонизацию человека с самим собой и с внешним миром.

Эстетическое отношение к окружающему миру – это духовно-нравственная характеристика гармонично развивающегося человека, реализующая его творческое Я. Оно заключается не только в восприятии внешней стороны окружающего мира, но и в восприятии его внутреннего состояния, настроения, характера. Это умение видеть красивое в окружающем, уметь отличать эстетические категории прекрасного и безобразного, характеризующие явления с точки зрения их соответствия или несоответствия утвердившимся в обществе эстетическим идеалам [2].

Публикация «Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру у детей второй младшей группы» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» одной из задач выступает именно становление эстетического отношения к окружающему миру [3].

Эстетическое отношение ребенка к окружающему миру представляет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности [2].

В дошкольном возрасте эстетическое отношение складывается и существует на фоне обострённой эмоциональной чувствительности к воздействию внешних «раздражителей» : света, цвета, звука, ритма – того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения [1].

В младшем дошкольном возрасте начинает проявляться собственно эстетическое отношение. В этом возрасте ребенок уже способен к эстетическому преобразованию предметов: изменению цвета, формы, величины, довоссозданию предметов и объектов, к ощущению чувства удовлетворения от созданного, к чувству радости от созерцания.

В младшем дошкольном возрасте следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру можно через природу на основе полихудожественного подхода.

Б. П. Юсов ввел термин «полихудожественное образование», под которым исследователь понимает такую направленность в образовании, где ребенку дается возможность творить и развиваться в различных видах искусства [4].

Важным в формировании эстетического отношения к природе у дошкольников на основе полихудожественного подхода является соблюдение таких условий:

- использование разнообразных форм, методов и приемов полихуджественного подхода;

- систематическое использование полихудожественного подхода в образовательной деятельности;

- использование в образовательной работе с детьми игр сюжетно-ролевых, дидактических, игр на установление эмоциональных контактов.

В таблице 1 представлен фрагмент планирования работы воспитателя по формированию эстетического отношения к природе у детей второй младшей группы на основе полихудожественного подхода.

Таблица 1

Фрагмент планирования работы воспитателя по формированию эстетического отношения к природе у детей второй младшей группы на основе полихудожественного подхода

Месяц Название Интеграция искусств Примерные задания

Декабрь «Зимний пейзаж» Изобразительное искусство

Чтение художественной литературы Чтение стихов о зиме

Рисование зимнего пейзажа

«Снегирь на ветке» Изобразительное искусство

Музыка Рассматривание иллюстраций и книг о зимующих птицах

Просмотр диафильма о снегире

Аппликация «Снегирь на ветке»

Январь «Наши снежинки» Изобразительное искусство

Музыка

Танец Аппликация «Наши снежинки»

Слушание музыкальных произведений и обсуждение представлений детей

Танец снежинок

«Зимние забавы» Изобразительное искусство

Танец

Рисование «Зимние забавы»

Веселый танец

Создание построек из снега

Февраль «Деревья в инее» Изобразительное искусство

Чтение художественной литературы

Рисование «Деревья в инее»

Рассматривание иллюстраций деревьев в инее

Чтение стихотворение об инее

«Пограничник с собакой» Изобразительное искусство

Чтение художественной литературы

Танец Аппликация «Пограничник с собакой»

Чтение стихотворение о пограничниках

Танец пограничников

Также мы использовали различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры на установление эмоциональных контактов в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей, что способствовало созданию базы или закреплению имеющихся знаний и умений по формированию эстетического отношения к природе у дошкольников (табл. 2).

Таблица 2

Примеры игр по формирования эстетического отношения к природе у дошкольников

Игры Примеры игр

Сюжетно-ролевые «Красная Шапочка»

«Айболит»

«Садовод»

«Оранжерея»

Дидактические «Беседа с деревьями»

«Встреча с растением»

«Секретный разговор»

«Поиск красивого и необычного»

«Радости и огорчения»

«Лесной друг»

Игры на установление эмоциональных контактов «Волшебный цветок»

«Разноцветный  букет»

«Пирамида любви»

«Солнечный зайчик»

«Перевоплощение»

«Передача чувств»

Таким образом, работа по формированию эстетического отношения к природе у дошкольников на основе полихудожественного подхода должна осуществляться планомерно, целенаправленно, комплексно и систематически.

Библиографический список:

1. Муратова А. А. Особенности становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру в дошкольной образовательной организации /А. А. Муратова, И. С. Кузнецова // Информация как двигатель научного прогресса: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 31-36.

2. Тавстуха О. Г. Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру / О. Г. Тавстуха, А. А. Муратова // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2018. С. 39-42.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

4. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990. 175 с.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела.

Художественно-эстетическое развитие детейХудожественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.

Конспект НОД по окружающему миру «Домашние животные и их детёныши» для детей младшей группыКонспект НОД по окружающему миру «Домашние животные и их детёныши» для детей младшей группы Тема: «Домашние животные и их детёныши» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Задачи: знакомить детей с.

Конспект НОД по окружающему миру «Птичий двор» для детей младшей группы Тема: «Птичий двор» Задачи: учить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группыКонспект открытого занятия по окружающему миру «Огонь — друг, огонь — враг» для детей второй младшей группы Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задачи: Обучающие: - учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; - правильно.

Перспективно-тематическое планирование по ОО «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе .

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Конспект занятия по окружающему миру «Предметы природы. Шишки» с детьми второй младшей группыКонспект занятия по окружающему миру «Предметы природы. Шишки» с детьми второй младшей группы Занятие – Предметы природы. Шишки. в рамках дополнительного образования «Маленький коллекционер» с детьми второй младшей группы №2 «Фиксики».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру у детей второй младшей группы
Опубликовано: 30 октября 2022 в 08:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру у детей второй младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Чернякова Оксана Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД