Чернякова Оксана Юрьевна
Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру у детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуализируются педагогические аспекты формирования гармоничной личности в дошкольный период. Одним из таких аспектов выступает художественно-эстетическое развитие, обеспечивающее становление эстетического отношения к окружающему миру, направленное на гармонизацию человека с самим собой и с внешним миром.
Эстетическое отношение к окружающему миру – это духовно-нравственная характеристика гармонично развивающегося человека, реализующая его творческое Я. Оно заключается не только в восприятии внешней стороны окружающего мира, но и в восприятии его внутреннего состояния, настроения, характера. Это умение видеть красивое в окружающем, уметь отличать эстетические категории прекрасного и безобразного, характеризующие явления с точки зрения их соответствия или несоответствия утвердившимся в обществе эстетическим идеалам [2].
Публикация «Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру у детей второй младшей группы» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» одной из задач выступает именно становление эстетического отношения к окружающему миру [3].
Эстетическое отношение ребенка к окружающему миру представляет собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности [2].
В дошкольном возрасте эстетическое отношение складывается и существует на фоне обострённой эмоциональной чувствительности к воздействию внешних «раздражителей» : света, цвета, звука, ритма – того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения [1].
В младшем дошкольном возрасте начинает проявляться собственно эстетическое отношение. В этом возрасте ребенок уже способен к эстетическому преобразованию предметов: изменению цвета, формы, величины, довоссозданию предметов и объектов, к ощущению чувства удовлетворения от созданного, к чувству радости от созерцания.
В младшем дошкольном возрасте следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру можно через природу на основе полихудожественного подхода.
Б. П. Юсов ввел термин «полихудожественное образование», под которым исследователь понимает такую направленность в образовании, где ребенку дается возможность творить и развиваться в различных видах искусства [4].
Важным в формировании эстетического отношения к природе у дошкольников на основе полихудожественного подхода является соблюдение таких условий:
- использование разнообразных форм, методов и приемов полихуджественного подхода;
- систематическое использование полихудожественного подхода в образовательной деятельности;
- использование в образовательной работе с детьми игр сюжетно-ролевых, дидактических, игр на установление эмоциональных контактов.
В таблице 1 представлен фрагмент планирования работы воспитателя по формированию эстетического отношения к природе у детей второй младшей группы на основе полихудожественного подхода.
Таблица 1
Фрагмент планирования работы воспитателя по формированию эстетического отношения к природе у детей второй младшей группы на основе полихудожественного подхода
Месяц Название Интеграция искусств Примерные задания
Декабрь «Зимний пейзаж» Изобразительное искусство
Чтение художественной литературы Чтение стихов о зиме
Рисование зимнего пейзажа
«Снегирь на ветке» Изобразительное искусство
Музыка Рассматривание иллюстраций и книг о зимующих птицах
Просмотр диафильма о снегире
Аппликация «Снегирь на ветке»
Январь «Наши снежинки» Изобразительное искусство
Музыка
Танец Аппликация «Наши снежинки»
Слушание музыкальных произведений и обсуждение представлений детей
Танец снежинок
«Зимние забавы» Изобразительное искусство
Танец
Рисование «Зимние забавы»
Веселый танец
Создание построек из снега
Февраль «Деревья в инее» Изобразительное искусство
Чтение художественной литературы
Рисование «Деревья в инее»
Рассматривание иллюстраций деревьев в инее
Чтение стихотворение об инее
«Пограничник с собакой» Изобразительное искусство
Чтение художественной литературы
Танец Аппликация «Пограничник с собакой»
Чтение стихотворение о пограничниках
Танец пограничников
Также мы использовали различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры на установление эмоциональных контактов в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей, что способствовало созданию базы или закреплению имеющихся знаний и умений по формированию эстетического отношения к природе у дошкольников (табл. 2).
Таблица 2
Примеры игр по формирования эстетического отношения к природе у дошкольников
Игры Примеры игр
Сюжетно-ролевые «Красная Шапочка»
«Айболит»
«Садовод»
«Оранжерея»
Дидактические «Беседа с деревьями»
«Встреча с растением»
«Секретный разговор»
«Поиск красивого и необычного»
«Радости и огорчения»
«Лесной друг»
Игры на установление эмоциональных контактов «Волшебный цветок»
«Разноцветный букет»
«Пирамида любви»
«Солнечный зайчик»
«Перевоплощение»
«Передача чувств»
Таким образом, работа по формированию эстетического отношения к природе у дошкольников на основе полихудожественного подхода должна осуществляться планомерно, целенаправленно, комплексно и систематически.
Библиографический список:
1. Муратова А. А. Особенности становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру в дошкольной образовательной организации /А. А. Муратова, И. С. Кузнецова // Информация как двигатель научного прогресса: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 31-36.
2. Тавстуха О. Г. Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру / О. Г. Тавстуха, А. А. Муратова // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2018. С. 39-42.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
4. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990. 175 с.