волнышева елена павловна
Конспект занятия по рисованию «Дымковские игрушки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать умение детей, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.
2. Развивать умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, круги, точки, колечки.
3. Развивать умение правильно держать кисточку, пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Дымковские игрушки“ в средней группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
4. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор.
5. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.
Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, колечко, кружок, линия, красный, синий, желтый, глиняный.
Демонстрационный материал: дымковские игрушки : лошадки, собачки, курочки, уточка, барышня, образцы с элементами дымковской росписи.
Раздаточный материал: вылепленные фигуры уточек, гуашь, кисти, ватные палочки.
Предшествующая работа: изготовление образцов с элементами дымковской росписи, подбор игрушек для выставки, подбор художественного и музыкального материала.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов о дымковских игрушках, беседы, лепка из теста дымковских игрушек, раскрашивание книжек-раскрасок, разучивание физминутки.
Индивидуальная работа:
Помочь Алёне и Ксюше правильно выполнить элементы росписи во время практичкского занятия.
Структура занятия и методические приёмы:
I. Вводная часть - 8 минут
II. Основная часть - 10 минут
III.Заключительная часть -2 минуты
а) чтение стихотворения о дымковских игрушках;
б) обобщение воспитателя;
в) рефлексия
Ход занятия
Воспитатель:
«Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями».
Воспитатель:
«Сегодня мы с вами отправимся в один красивый и чудесный город -Киров, а раньше называлось село - Дымково и превратимся в народных мастеров по росписи игрушек» (презентация)
Слайд №1
«. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое „ Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки.
Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек?
Слайд №2
Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Полюбились они детям».
Воспитатель:
«Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Сегодня, я приглашаю вас на выставку Дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво. Давайте мы их рассмотрим. (дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные.
Но что-то у них есть и общее!
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Илья:
Индя - идя - индюшок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
Лера:
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Лина:
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.
Ксюша:
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.
Ксюша:
Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Воспитатель:
«Какого цвета бывают дымковские игрушки?»
(Всегда только белые)
«А какие узоры на дымковских игрушках?»
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
«Какого цвета больше? Какие цвета использованы?»
«Как, одним словом можно сказать про эти цвета?»
(Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
«Какими приёмами выполняются узоры?»
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
В росписи присутствуют разнообразные цвета и всего пять элементов:
Круг - означает солнце, каравай, хлеб.
Волнистые линии - прообраз воды.
Прямые линии - дороги.
Точки - звёзды.
Клетки - земля».
Воспитатель:
«Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую - нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее движения».
Игра «Изобрази игрушку»
«Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).
«Конь!» (дети скачут, как лошадка).
«Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки).
Повернитесь, покружитесь, Низко-низко поклонитесь!
Воспитатель:
«Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:
Вправо- влево повернись
и в умельцев превратись!»
Воспитатель:
«Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. Вы заранее вылепили уточек, только они еще не расписаны.
Наша уточка - краса
Ох хозяюшкой была,
Творогом лепёшки смазывала,
Песни пела, сказки сказывала.
Давайте и мы попробуем расписать уточек и пополнить выставку дымковских игрушек. Какие части мы закрасим полностью? (клюв) А узор где расположим? (вдоль шеи и туловища) А какой элемент узора будем рисовать ватной палочкой? (точки)».
Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа (Алёна, Ксюша)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать, (дети встают)
Руки медленно поднять, (поднимают руки вверх)
Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают пальцы)
Руки вниз и так стоять. (опускают руки вниз)
Наклонитесь вправо, влево (наклоны вправо и влево-руки на поясе)
и беритесь вы за дело. (встают прямо- руки внизу)
Мастерами все мы стали, (маршируют на месте)
Кисти, краски в руки взяли. (берут воображаемые краски и кисти)
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка».
Воспитатель:
«Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено».