Елена Иванова
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста посредством взаимосвязи изоискусства и детской литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста,
через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной литературы.
Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из его задач является развитие способностей и творческого потенциала ребенка, а так же создание благоприятных условий для этого. Их решение отражено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста посредством взаимосвязи изоискусства и детской литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Художественно-эстетической развитие детей – важное направление в современной педагогики, требующее пристального внимания. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Согласно целевым ориентирам образования детей раннего возраста, указанным в ФГОС, ребенок должен проявлять интерес к стихам, песням и сказкам.
Основываясь на возрастные особенности детей второго и третьего года жизни, данный вид деятельности не возможен без сопровождения взрослого, так как понимание речи у говорящего ребенка появляется поэтапно. Лишь после двух лет, когда закончен период активного усвоения названия предметов, ребенок в состоянии с интересом слушать произведения устного народного творчества и рассказы. Но важно помнить, что во время чтения взрослому необходимо демонстрировать иллюстрации к данному произведению, так как в этот период наблюдается низкий запас представлений о предметах и происходит развитие зрительного и слухового восприятие.
В связи с этим, в воспитательно-образовательном процессе я использую интеграцию видов деятельности, основываясь на рекомендации И. Воробьевой и М. Гмошинской. По их мнению, дети раннего возраста, способны воспринимать и осуществлять несколько видов деятельности, с условием, что будет учитываться динамичность и эмоциональный окрас действий.
Итак, учитывая вышесказанное, хотелось бы подробнее остановиться на формах работы с детьми раннего возраста по направлению художественно-эстетическое развитие.
В ходе своей педагогической деятельности, мне приходится ежегодно наблюдать за маленькими детьми, только пришедшими в ДОО. Творческий потенциал есть у каждого ребенка, только без поддержки и поощрения взрослыми, творческое мышление и способность создавать новое исчезает за невостребованностью. Поэтому, на протяжении всего пребывания ребенка в группе ДОО он слышит музыку; произведения фольклора во время гигиенических процедур, кормления и засыпания; каждое занятие сопровождается литературным произведением; двигательная деятельность в стихотворной форме и т. д.
Но не стоит забывать и об изобразительной деятельности. Творчество для ребенка второго и третьего года жизни – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Детишки, с которыми я работаю, не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Мы, любим - заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, рисовать! И я считаю, что эстетический вкус детей, развивается изо дня в день.
А рисовать, любят не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует помнить, что творческие способности, следует необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно - эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.
Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.
Занятие, начатое с загадки, вызывает интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов я использую короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения.
Основа взаимосвязи различных видов художественной деятельности заключается во взаимосвязи выразительных средств: сначала осуществляется процесс выделения выразительных средств в одном виде деятельности (например, в прочтении сказки, а затем – процесс осмысления, обдумывания того, как эти образы можно передать средствами рисунка, лепки, аппликации и т. д.).
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию художественной речи произведения, овладению умениями передавать изобразительными средствами образы литературы (красоту природных явлений и др.).
Литературное произведение взаимопереплетается с изобразительным творческим процессом, обеспечивая реализацию дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.
В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника оказывают влияние три основных фактора: непосредственное наблюдение, подкрепление представлений беседами, просмотром иллюстраций и чтение художественной литературы.
Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно. Когда - то видный педагог Е. А. Флерина писала: "Взяв кисть из банки с красной краской нельзя её класть в другую краску, прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т. п. " А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, рисунки «оживут». Когда ребенок видит результат своего труда на листе бумаги, повышается интерес к рисованию. А заинтересованность воспитанника – это лучшее «оружие» воспитателя в развитие и воспитании будущего поколения!