Гульнара Исмагулова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством развивающей игры «Квадрат Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно - эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса ДОУ. В настоящее время это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.
В нашем дошкольном учреждении для всестороннего и творческого развития детей широко используется технология Воскобовича. Из опыта работы можно заметить, что дети, которые занимаются по данной методике, не только начинают рано читать, быстро выполнять различные математические операции, но и выполнять творческие задания. Во время модельно – конструктивной творческой деятельности у детей развивается воображение.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством развивающей игры „Квадрат Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры Вячеслава Воскобовича развивают и формируют умения и качества ребёнка, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
Игры В. Воскобовича можно разделить на :
1. игры, направленные на творческое конструирование – это такие игры как «Геоконт»
2. игры на развитие логики и воображения - это «Квадрат Воскобовича»
3. игры, обучающие чтению. В них ребёнку приходится решать логические задачи с буквами («Теремки Воскобовича»)
4. игры на развитие математических способностей («Квадрат Воскобовича», «Змейка», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат»).
Сегодня мы хотим поделиться опытом работы с «Квадратом Воскобовича».
Это игра на трансформацию фигур.
«Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.
Для игр с волшебным «Квадратом Воскобовича» используется книга «Квадратные забавы», а также сказка «Тайна ворона Метра». С ее главными героями мамой Трапецией, папой Прямоугольником, малышом Квадратом, дедушкой Четырехугольником и другими персонажами увлечет малыша в мир приключений.
Этапы работы с квадратом
1. Знакомство с квадратом.
Знакомство начинаем с обследования квадрата
Задания:
«Обследование квадрата» - обведи пальцем, пройди по сторонам квадрата, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни угол;
«Играем в прятки» - найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальцем;
«Сложи квадрат» - пополам или разными способами. Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;
«Путешествие в квадрате» - пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам.
2. Работа по схемам
На этом этапе мы ознакомили детей с условными обозначениями
3. Знакомство со способами конструирования
4. Составление своих фигур
Можно включить воображение и пофантазировать вместе с ребенком. Придумать собственную сказку и свои схемы. Вы можете создать свою книгу, в которой будут записаны ваши сказочные истории и нарисованы картинки, придуманные вами вместе с ребенком, по которым он сможет воссоздать фигуры снова. Такая игра для него будет еще интереснее.
Мини Мастер - класс
А сейчас мы хотим вам показать, как можно увлекательно играть с Квадратом.
Ворон Метр нам покажет квадрат
Заниматься с детьми Ворон рад!
Тайну Метра увидим мы там
Где согнем квадрат пополам
Мы в волшебный мир полетим
И в фигурки квадрат превратим!
Игру сопровождает сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях-приключениях Квадрата».
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме, жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК.
.
Далее Квадрат вспоминает Новогодний праздник и пушистую нарядную ёлку и висящую на ней конфету. «Вот бы мне стать конфетой» - подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
Чудесные превращения Квадрата продолжались. То он превратился в летучую мышь,
то в звёздочку, башмачок и лодочку.
И в конце концов превращается в Ворона Метра.
Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается более сотни! У наших детей есть свои творческие работы, которые они выполняют с великим удовольствием!
Во время занятий с детьми педагогам надо обратить внимание на следующее:
Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Вывод:
Играя с «Квадратом Воскобовича» дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Квадрат позволяет развить внимание, память, пространственное воображение и мелкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования и творчества.