Александра Нерадовская
Конспект СОД «Мезенская роспись» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие Декоративно-прикладное искусство «Мезенская роспись»
Группа/возраст : подготовительная группа (6 -7 лет).
Форма проведения: совместная образовательная деятельность (СОД).
Цель: Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.
Задачи:
Публикация «Конспект СОД „Мезенская роспись“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Обучающая: Совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти
Развивающая: Содействовать обогащению словаря.
Воспитательная: Воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.
Оборудование: заготовки из белой бумаги для работы детей (трафарет – тарелка, ложка, доска) картинки с элементами мезенской росписи,, краски (красная и черная, кисточки по количеству детей, подставки под кисточки, баночки с водой, доска с мезенской росписью.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, беседы о мезенской росписи. Чтение русских потешек, песенок, загадок.
Вопросы и задания:
Беседа о деревне Палащелье, её жителях.
Рассматривание изображений изделий палащельских мастеров.
Практическое задание, рисование.
Ход мероприятия:
1. Мотивация
(дети сидят на ковре полукругом)
Здравствуйте, ребята! Я мастерица!
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране, стране мастеров.
Мы отправимся с вами в далекую северную деревню Архангельской области Палащелье.
Но в моей мастерской не хватает подмастерьев, а вы хотите ими стать? (ответы детей)
Сегодня мы будем расписывать изделия элементами мезенской росписи.
Вы согласны? Проходите тогда за столы.
2. Основная
(Дети присаживаются за столы)
Деревня стоит на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Трудна была жизнь палащельцев вдали от города. Они занимались земледелием, охотой, рыболовством. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире.
Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезени, они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках.
Посмотрите, какие красивые изделия у палащельских мастеров. Они расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались повседневно: прялки, короба, посуду, сани, люльки, своими руками они старались рассказать о жизни в деревне, защитить себя и близких от разной нечистой силы.
Скажите, какие элементы используют мастера в своей работе? ( ответы детей: прямые и волнистые линии, треугольники, квадраты, ромбы, завитки, спирали).
У этой росписи есть два названия. Кто мне их назовет? (Мезенская, т. к. деревня стоит на реке Мезень, Палащельская, т. к. зародилась в деревне Палащелье)
А вы знаете, кто занимался мезенской росписью? (ответы детей)
Мезенской росписью занимались мужчины холодными зимними вечерами, узор они наносили на деревянную поверхность размоченной щепкой и пером тетерева, поэтому узоры получались угловатые и неровные.
Скажите, какие цвета используют в своей работе северные мастера? (ответы детей).
Да, вы правы, в работах мастеров всего 2 цвета – красный и черный, так как их легче всего было найти в деревне. Красный – это глина, а черный – сажа.
Сейчас я предлагаю вам выбрать изделия и расписать его элементами мезенской росписи.
Давайте подготовим наши пальчики к работе!
Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы напрягаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два. три, четыре, пять-
Будем рисовать!
Обратите внимание, что рисовать надо концом кисти, чтобы линии получались тонкими (дети выполняют задание).
Посмотрите, какие узоры у вас получились. Как у настоящих мастеров!
Роспись волшебную эту
Можно как книгу читать.
В стройных её силуэтах
Матушку-Русь познавать.
3. Рефлексия
Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие в далекую северную
деревню Палащелье.
Какая знаменитая роспись там возникла? (ответы детей).
Кем мы сегодня были? (мастерами)
Вы довольны свей работой?