Татьяна Гицевич
Конспект НОД «Земля — наш общий дом» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ.
Создать условия для формирования представлений у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое).
ЗАДАЧИ.
Познавательное развитие – способствовать укреплению знаний детей о лесе и его обитателях; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому.
Речевое развитие – развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление.
Методы и приёмы.
Публикация «Конспект НОД „Земля — наш общий дом“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Методы наглядного обучения– компьютерная презентация слайдов «Пожар в лесу», использование картинок с изображением растений, животных, птиц, насекомых.
Словесный – беседа, обсуждение, отгадки на загадки, художественное слово.
Игровой – игра «Вызовем пожарников», игровое задание «Лабиринт», дидактическая игра «Если бы я был волшебником», игра «Можно- нельзя».
Оборудование: игрушечная белка, мобильный телефон, ноутбук, карта-лабиринт, картинки с изображением жителей леса (животные, растения, насекомые, птицы, мелодия песни «Милый лес»,бумага для рисования, карандаши, краски.
Предварительная работа: беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- дети знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- проявляют интерес, уважительное отношение к природным явлениям и объектам;
- помогают друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.
Ход НОД.
I. Орг. момент.
Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам,
(улыбаются друг другу)
Всем тем, кто живет на нашей планете,
(разводят руками в стороны)
«Доброе утро!» - скажем гостям и детям.
(обнимают друг друга)
- Мы речь сегодня поведём о том,
Что вся земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нём живём.
- Много на нашей Земле разных чудес : и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес.
- И сегодня из леса к нам пришла гостья – белочка - умелочка. Но она очень грустная.
Послушайте историю, которую рассказало мне это милое животное.
- В лесу под зелёною сосной
Вырос домик расписной,
И жила в нём белочка,
Белочка – умелочка.
Хорошо она жила:
Чай с орехами пила,
Вечером на лесенке
Распевала песенки,
Но вдруг произошёл пожар в лесу…
II. Просмотр презентации «Пожар в лесу».
Во время просмотра педагог читает стихотворение:
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- Ребята, что же нам делать, ведь в лесу пожар (ответы детей)
- Правильно, нужно позвонить в пожарную часть. Какой номер мы должны набрать? (101).
- Что надо сказать по телефону? (Назвать своё имя и фамилию, адрес, рассказать, что случилось).
III. Игра «Вызовем пожарников».
(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок).
- Ну вот, пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!
- Ребята, как вы думаете, какими должны быть пожарники? (Смелыми, выносливыми, бесстрашными, должны заниматься спортом, учиться, знать много приёмов по спасению людей).
- Да, пожарники должны быть именно такими. Но ещё они должны хорошо ориентироваться на местности. Сейчас мы с вами будем тренироваться.
- Представьте, что вы пожарники и вам нужно найти путь к «беличьему» лесу, проложить маршрут на машине. А для этого важно знать, какой бывает лес.
- Отгадайте загадки:
1. Любит подберёзовик
Лес какой? (Берёзовый)
2. Любит подосиновик
Лес какой? (Осиновый)
3. Сосны вышли на бугор
Лес такой – сосновый (Бор)
4. Ели словно на подбор,
С красной шапкой мухомор
Спрятался бездельник
В вечно зелёный (Ельник)
5. Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (Дубрава)
- Ребята, а ещё какой бывает лес? (смешанный).
- Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).
Подведё м итог: какой бывает лес?
- Хвойный, лиственный и смешанный.
IV. Игра «Лабиринт».
- А теперь путь к «беличьему» лесу покажет… (на большой карте путь показывает один ребёнок, остальные дети наблюдают и контролируют).
- Молодцы! С заданием справились!
Игровой момент – звонок из пожарной части (воспитатель разговаривает по телефону).
- Я хочу сообщить вам радостную весть – беличий лес спасён! Теперь и мы можем отправиться в лес и отнести белочку в дом.
Физкультминутка «Здравствуй лес!»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо- налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
Педагог с детьми оставляют белочку в лесу, а сами возвращаются в детский сад.
- Я очень рада, что пожарники спасли беличий лес, но одна поляна сгорела.
Посмотрите, как она выглядит (показ фотослайда «Лес после пожара»).
- Как вы думаете, от чего мог произойти пожар? (От того, что разожгли костёр и не потушили, от молнии).
- Почему после пожара лес умирает?
Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Повреждённые деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами, погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.
- Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.
V. Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу подарки (картинки, объясняя их значение).
Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.
- Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим.
Сегодня мы спасли лес на рисунке. Чтобы в лесу никогда не случилось никаких бед, что нужно соблюдать?
- Правила поведения в природе.
VI. Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).
Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.
Сажать больше деревьев – можно.
Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
Ходить только по тропинкам – можно.
Рвать букеты цветов – нельзя.
Любоваться ими – можно.
Оставлять мусор в лесу – нельзя.
Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.
Разжигать костры в лесу – нельзя.
Беречь лес от пожара – можно.
В лесу шуметь – нельзя.
Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
Быть другом животных – можно.
- Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе.
- Ребята, сегодня вы были настоящими спасателями. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!
Предлагаю нарисовать лес, который нравится вам. Под песню «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной) дети самостоятельно рисуют.
Список литературы.
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. – Издательство «Сфера» – 2012.
2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Издательство ВАКО –2008.
3. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2016
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн. : «Асар» –2014
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М. : Издательство: Просвещение – 2013.