Анжелика Мотрук
Мастер-класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс: Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников (по сказке Рустама Исматуллаева «Лесной Джинн»).
Цель: формирование у дошкольников осознанно - правильного отношения к природе, как средство развития основ экологической культуры.
Публикация «Мастер-класс „Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
Задачи: 1. Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. 2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому. 3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование и материалы: таз с водой, фантики от конфет, чипсов, листики, веточки камушки, песок; 3 пластиковые бутылочки с грязной водой и баночки от йогурта; книжка с иллюстрациями Рустама Исматуллаева «Лесной джинн»
Ход: 1. «В одном лесу жил одинокий ёжик. Он бродил по лесу, натыкался на тлеющие кострища, пакеты, бутылки, брошенные там и сям, и грустно вздыхал (иллюстрация).
Кроме него самого не было в том лесу никаких зверушек. Раньше были, а сейчас нет. Когда-то,- вспоминал ёжик рассказы бабушки,- лес был полон грибов и ягод. А каким было чистым и прозрачным озеро посреди леса. В нём водилось много всякой рыбы, жили бобры, утки, лебеди и гуси (иллюстрация)».
2 Исследование влияния на воду природного материала. «Озеру было весело и хорошо. Когда дул сильный ветер (предлагаю детям подуть на воду в тазу так, как это делает ветер). В озеро попадали мелкие камушки, песок, листья с деревьев. (предлагаю детям набросать в таз песок, веточку, листики, камушки) Природный материал не приносит вреда озеру!
3. Стихал ветер! Озеро засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только рыбки, но и песок, камешки, листочки. И рыбкам хорошо жить в таком озере».
4. Посмотрите, как весело лесным обитателям жить в таком чистом пруду! И Озеро улыбается, ему тоже весело!
5. Исследование причин загрязнения воды. Выглянуло солнышко, и Озеро заулыбалось еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты. - Фантики они бросали в воду и пакет от конфет тоже бросили в воду. - А потом подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду. (Бросаем в таз фантики, пакет, выльем в него окрашенную воду). - А еще на берегу люди мыли машины, а грязная вода тоже стекала в пруд!
Вопросы детям - Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Пакет? Видны ли теперь камешки в пруду?
«Озеру сделалось плохо. От грязи, вода в нём стала мутной, и оно загрустил, заросло тиной».
Вопросы детям - Теперь, скажите, понравится рыбкам, бобрам, водоплавающим птицам жить в такой воде? А что стало с ними?
«Одинокий Ёжик поднял бутылку, лежащую на тропинке – Ох уж эти люди. Накидали всякого хлама…Ёжик, случайно, потер бутылку ладошкой и из неё повалил розовый дым. Дым превратился в Джинна. - Я - лесной джин. Приказывай, всё исполню.
Ёжик вспомнил бабушкины сказки и очень обрадовался. – Джинн, я хочу, чтобы озеро было чистым и, в нём водилась рыба. Чтобы в лесу, как и раньше, было много зверей, птиц, грибов и ягод. Всё случилось так, как захотел ёжик. Птицы пели, вода пенилась от рыбы, зайцы играли в салочки, а лиса с волком мирно беседовали. Огромные грибы росли наперегонки. Медведь собирал ягоды. - Красота- смеялся и пел от радости ёжик.
Но люди узнали об этом прекрасном месте и толпами повалили отдыхать и веселиться. Купальщики облепили озеро, засоряя берег. Рыбаки – браконьеры стали кидать в озеро динамит, который взрывался в озере и глушил рыбу. Через месяц браконьеры истребили всю рыбу. А грибники рвали грибы с корнем, вытаптывали траву, рвали цветы, ломали ветки. Под каждым деревом разжигали костры, готовили шашлыки. Опять оставляли после себя мусор. Понаехали охотники, началась стрельба по животным. Звери в паники метались по лесу. – Что я наделал! – закричал ёжик и побежал просить помощи у Джинна. – Милый Джинн, сделай всё, как было. - Дорогой мой друг! Это бесполезное дело. Не пройдет и месяца, как все будет так же, как и было без всякого волшебства – грустно сказал Джинн. – Ну, уж нет, - ответил ёжик, нам помогут дети! - Как? – удивился Джинн. – Они прочитают эту сказку и будут беречь лес. – Точно,- обрадовался Джинн и хлопнул в ладоши - и вот,пожалуйста, книжка у ребят. Думайте, маленькие друзья!»
6. Рассмотрите, внимательно, иллюстрацию. Правильно ведут себя люди на природе? Что они делают не так? Как правильно себя вести на природе у воды, чтобы не загрязнять берега водоёмов и воду? Ответы детей (педагогов)
Надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
7. Подумайте, что нужно сделать, чтобы нашему озеру было хорошо?
8. Воспитатель- "Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза, И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои, теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной. И шепчут губы: «Сберегу! Я сберегу вас, сберегу!»
16 Спасибо за внимание!