Грибова Ирина
Применение графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Применение графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников
В своей педагогической практике я применяю технологию графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников, разработанная и рекомендуемая к применению Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шиленок, Т. А. Марковой, Т. А. Виноградовой – авторами программы экологического воспитания дошкольников «Мы».
Публикация «Применение графических моделей в экологическом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данная технология может использоваться в старшем дошкольном возрасте как на этапе формирования экологических понятий, так и на этапе обобщения и систематизации знаний.
Цель применения данной технологии – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектах предметами, схематическими изображениями. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Графические модели передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
В графической модели (схеме) заложена определённая информация. Овладение приёмами работы со схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- перекодировку информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие тонкой моторики руки при частичном или полном графическом воспроизведении.
Предлагаемые формы и методы работы с использованием данной технологии:
• - последовательная демонстрация готовых графических моделей (схем) на магнитной доске в ходе рассказа педагога по теме НОД.
• - составление детьми описательного рассказа по теме НОД, активизация знаний детей по знакомым темам с опорой на графические схемы
• - совместный с детьми поиск возможных изображений и выбор наиболее удачных новых схем по предложенной педагогом теме
• - индивидуальная или подгрупповая работа детьми по закреплению экологических знаний (в форме дидактической игры)
• - применение графических моделей для создания «памяток» по различным видам деятельности (уход за растениями в уголке природы, организации дежурства, опытно- экспериментальная деятельность) и т. д.
Результаты внедрения технологии. Продуктивность и эффективность применения.
Данная технология прошла практическое применение в старших и подготовительных группах дошкольного учреждения МБДОУ № 34 Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»» : одна группа детей с нарушениями речи, вторая группа детей с нарушением зрения, третья – старшая группа общеразвивающего типа. Хорошо известно, что дети с проблемами в развитии (в данном случае, речи и зрения, как правило, отстают и по показателям развития других психических функций – мышления, памяти, внимания. Имеющиеся у детей нарушения обычно ведут к тому, что для решения учебной задачи им требуется прикладывать больше усилий и времени, чем их сверстникам, не имеющих подобных проблем. К примеру, на этапе обобщения и систематизации знаний по теме «Рыбы» практически все дети из коррекционных групп справились с заданием составить рассказ «Что мы знаем о рыбах» с помощью графической модели. Достаточно легко справились с этим заданием и дети из группы общеразвивающего типа. В то же время большинство детей из всех трёх групп испытывало существенные затруднения при выполнении аналогичного задания без использования модели.
Таким образом, применение данной модели не только способствует усвоению, накоплению и обобщению экологических знаний, но и положительно влияет на проведение работы с детьми по развитию речи в группах коррекционной направленности. Проведённый мною мониторинг усвоения детьми знаний по данной теме выявил значительное улучшение показателей. Также я получила положительные отзывы об использовании данного метода от специалистов - дефектологов, работающих в этих группах учителя - логопеда и учителя – тифлопедагога.
Данный метод способствует развитию образного мышления, преобразованию абстрактных символов в информацию, предоставляет детям не готовую информацию, а способ её достижения.