Филина Ольга Алексеевна
Художественная литература в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение книг - тропинка,
по которой, умный, думающий
педагог находит путь к
сердцу ребёнка.» Сухомлинский В. А.
Речь является основным средством человеческого общения. Главная задача в деятельности педагога - речевое развитие. В ФГОС одной из важнейших образовательных областей является «Речевое развитие». В своих трудах В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Сократ и Платон высказывались о необходимости развития речи детей. А дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речи. Поэтому речь воспитателя должна быть правильной, чёткой, выразительной, так как является эталоном, образцом для подражания. Педагогу необходимо следить за своей речью. Речь – это вид деятельности, связанной с памятью, воображением, мышлением. В ФГОС развитию речи уделяется особенно большое внимание. Важнейшим источником развития детской речи являются произведения художественной литературы.
Публикация «Художественная литература в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Художественная литература – условие развития речи. Это волшебный мир, в который погружается дошкольник. Задачей детского сада является развитие связной речи детей. Дошкольники не умеют читать, они слушают произведения. Каждое произведение надо доносить как произведение искусства, раскрывать его замысел, заряжать детей эмоциональным отношением к чувствам, поступкам, переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать элементы художественной выразительности надо развивать и воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста. Важно сформировать у детей способность вслушиваться в художественную речь, слушать произведения. У ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически построенная речь. Приобщение дошкольников к художественной литературе – одна из актуальных проблем общества. В настоящее время родители мало времени уделяют чтению. Ребёнок много времени проводит за компьютером или около телевизора. Поэтому, задача воспитателя – заинтересовать детей, пробудить интерес к произведениям художественной литературы. А художественная литература является частью литературного языка. К. Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, народного духа.
В моей группе имеется уголок книги. Дети самостоятельно изучают книги, рассматривают иллюстрации. У них формируется бережное отношение к книге. Книги в группе читаю во время занятий, перед завтраком, перед обедом, после прогулки, во второй половине дня. Это, как правило, сказки, стихи, рассказы. Посредством чтения у дошкольников формируется устойчивый интерес к художественной литературе, активизируется внимание детей. Они отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации, оценивают поступки героев. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей.
Литература
1. Боголюбская М. К. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», «М», «Просвещение»,1970.
2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», «М», «Просвещение», 1977.
3. Бородич А. М. «Методика развития речи детей», «М», «Просвещение»,1974.
4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей», «М», «Педагогика»,1972.