МААМ-картинки

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств

Марина Масалова
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

Преимущество искусства, как средство воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература, активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств в психике ребенка, приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Публикация «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств» размещена в разделах

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психике человека: воображения чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

При чтении книги ребенок видит перед собой картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события и чем сильнее его переживание, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Восприятие искусства, является для ребенка своеобразной формой познания действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка, зависит прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Решая задачи воспитание детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе к советской литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н Толстого, С. Т Аксакова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, П. П. Ершова, А. А. Фета, А. А. Блока и тд. Произведения советских писателей : М. Горького, В. ВМояковского, С. Я Маршака, К. И. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др. Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях так и вне их.

Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно что бы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то воспитатель помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспитания и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях

и вне занятий, позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представление детей. Совсем

не обязательно читать детям много художественной литературы, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по смыслу.

Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений детей. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга перед ним открывает много неизвестного, и ему сложно разобраться во всем. От сюда и бесконечное вопросы детей : «Почему?»

Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задает ребенку, в связи с прочитанной книгой.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитание гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам матовом поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать, свое отношение к нему. Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать.

Педагог подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказы Н. Носова «Фантазеры». Проводя беседы после чтения этих рассказов, педагог развивает представление детей о справедливости и честности.

Беседы с детьми нужно стоить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание, тогда и чувства его развиваются более интересно. Необходимо разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступках, о совести, о сложности различных ситуаций. Беседы о сказках Г. Х. Андерсена, «Фея», «Гадкий утенок», и дт. помогаю формировать у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто не справедливо обижен, унижен. Представление, полученное детьми из художественных произведений, переносится в их жизненный опыт постепенно, систематически но, к сожалению, взрослые не редко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Воспитание у ребенка чувства прекрасного является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство – поэзии, музыка, живопись – способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости оптимизма. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе. Для всестороннего развития чувств, следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», сказки А. С Пушкина, К. И Чуковского.

Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное развитие детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно, эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям к действительности

Публикации по теме:

Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием.

Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей. Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств
Опубликовано: 1 марта 2014 в 15:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств» (включая файлы) размещена пользователем Марина Масалова (УИ 194747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД