Ольга Заборонок
Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируются различные процессы как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы читателя (О. И. Никифорова, А. А. Смирнов, П. М, Якобсон, Н. Д. Молдавская). Восприятие тесно связано с пониманием—проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Понимание произведения не означает пассивно-механического усвоения образного содержания искусства. Такой подход, когда восприятие художественной литературы рассматривается как результат воздействия ее на пассивно-созерцающую личность, известный советский психолог А. Н. Леонтьев называет односторонним, созерцательно-сенсуалистическим: «Процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимодействия, т. е. результатом процессов, идущих как бы навстречу Друг другу». Сам путь познания художественного изображения имеет огромное значение для развития творческих задатков в человеке. Восприятие художественного образного содержания литературы—это сложный и противоречивый процесс. Произведения искусства могут быть поняты с различной глубиной, само восприятие может быть неадекватно содержанию художественного произведения, что объясняется одной из особенностей художественной литературы — многослойностью ее содержания, спецификой художественного образа и психическим складом личности, уровнем ее развития.
Публикация «Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Глубина восприятия художественной литературы связана прежде всего с пониманием художественного образа. Художественный образ — «это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». Обобщение, которое содержится в образе, придает художественный смысл ему, делает его явлением искусства.
Понимание красоты и глубины содержания художественного образа развивает в человеке чувство прекрасного, проявляющееся не только в оценке произведений искусства, но и в оценке окружающей жизни. В этом случае развитие чувства прекрасного, но выражению В. Г. Белинского, возвышается до степени художественного вкуса. Художественный вкус помогает отличить настоящую красоту в жизни от фальшивой красивости, истинное искусство—от подделки под него.
Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувства. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживания, заражают, захватывают его. В умении заражать чувствами Л. Н. Толстой видел одну из важнейших особенностей искусства. В процессе чтения у читателя может возникать ощущение, что он так же переживал и чувствовал, как герои произведения, но не мог выразить и назвать то, что выразил и назвал автор. Он начинает осознавать самого себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература чужой опыт делает на время личным опытом читателя, обогащает его чувства, приводит к идейным выводам, включает его в процесс не только познания, но и самопознания.