Александра Ванчурова
Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Книги - корабли мысли, странствующие
по волнам времени и бережно несущие
свой драгоценный груз от поколения
к поколению.
Фрэнсис Бэкон
Одной из проблем современного российского общества является утрата интереса подрастающего поколения к русской народной и национальной культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Темочки
Патриотизм (от греч. - родина, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её культурные особенности, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольных организаций. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Поэтому нашей задачей является формирование у ребенка любви и привязанности к своей семье; формирование бережного отношения к природе и всему живому; формирование уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитатель обладает множеством средств для формирования нравственно-патриотической культуры дошкольников. Одним из них является художественная литература.
Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающая богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что предполагает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе патриотизма.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».
Перед воспитателем стоит важная задача - каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведений для представления их детям.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь и тем самым способствует развитию речи ребенка. Слушая рассказ или сказку, ребенок живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.
Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность.
Основными методами по ознакомлению детей с художественной литературой являются следующие :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя.
По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приемы: словесный (объяснение незнакомых слов, чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению); наглядный (показ иллюстраций, картинок, игрушек; схемы, мнемотаблицы; просмотр видеофильмов; оформление выставки); игровой (практический) (элементы инсценировки; дидактические игры; театрализованные игры; использование разных видов театра; игровая деятельность).
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться образовательной деятельностью, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, совместная трудовая деятельность).
Немаловажным фактором в этом вопросе является вовлечение в работу родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны ребенку, уметь интересно беседовать с ним.
Таким образом, одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является художественная литература. Систематическая и целенаправленная работа педагогов, использование разнообразных методических приемов, совместные усилия педагогов и родителей способствует формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников.