Надежда Анисимова
Художественная литература, как прием для формирования экономических знаний для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература охватывает различные стороны психики ребенка: воображение, чувства, волю, развивает сознание и самосознание, формирует мировоззрение, в данном случае экономическое. Благодаря художественным произведениям, на примере их героев у детей формируются морально значимые представления о необходимости уважения тружеников, также общественной значимости труда, взаимопомощи, добросовестном отношении к труду, формируются такие экономические положительные качества, как: бережливость, расчетливость, экономность, неприязнь к отрицательным качествам: к жадности, неряшливости, расточительности и др.
Публикация «Художественная литература, как прием для формирования экономических знаний для дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Особый интерес представляют художественные произведения с экономическим содержанием, например: «Экономическая азбука для детей и взрослых» И. Шведовой; «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского; «Экономика для маленьких», «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т. Поповой, О. Меньшиковой; «Белка и компания», «Экономика в сказках, играх и задачках» О. Смирновой; «Чудеса в кошельке» А. Максимовой, Л. Усовой и др. Эти произведения написаны в живой, занимательной форме, раскрывают сложнейшие экономические понятия в доступной форме и делают экономику простой и понятной детям дошкольного возраста.
Интересным словесным приемом является рассказ от лица героя сказки или другого художественного произведения. С экономическими понятиями и категориями детей знакомит не столько педагог, сколько приглашенные им гости: Красная Шапочка, заведующая детским садом, рассказывает детям об экономике и ее происхождении, о важности ведения хозяйства по экономическим законам; Фея, из сказки «Золушка», предлагает детям при помощи заветной палочки исполнить все желания детей, подводя к пониманию того, что все желания, нужда в чем-либо называется потребностями; потребности, которые удовлетворяются при помощи денег, называют товарами, а то, чем пользуются люди, платя деньги в транспорте, ателье, парикмахерской, услугами; Филин профессор посвящает детей в сложные детали организации производства; Стрекоза рассказывает о накоплениях, товарах и товарообороте; Муха Цокотуха учит детей торговаться; Белочка учит получать прибыль и т. д.
Прекрасным приемом, который формирует не только экономические знания, но и определенное мировоззрение, являются поговорки и пословицы экономической направленности. Среди них такие, как: «Дорожиться - товар залежится, продешевить - барышей не нажить», «Дом не велик, да лежать не велит», «Хорошо - дешево не бывает», «Маленькая добыча лучше большого наклада» и др. Экономические вопросы-задачки направлены на закрепление полученных экономических знаний и формирование экономического мышления. К ним можно отнести такие, как:
- Почему на продуктовой ярмарке молоко, хлеб, конфеты стоят дешевле, чем в магазине?
- Что дороже: килограмм яблок или килограмм яблочного варенья?
- Когда больше спрос на шубки, зимой или летом?
- Что нужно покупать на бирже, а что в магазине: 5 кг сахара, 10 мешков риса?
- Что нужно сделать, чтобы было не только потребление, но и накопление?