Тагаева Дарья
Художественная деятельность как средство эстетического воспитания деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная деятельность как средство эстетического воспитания деятельности
В эстетическом воспитании средством является искусство, условием художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и детьми. Воспитывать ребенка в деятельности -одна из закономерностей воспитания.
Изобразительная деятельность - это средство эстетического воспитания.
Публикация «Художественная деятельность как средство эстетического воспитания деятельности» размещена в разделах
Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни. Рисунки детей в старшем дошкольном возрасте становятся все ближе к реальности, то есть рисуют предметы те, которые видели в окружающем мире, а не рисунки с натуры.
Изобразительное творчество - это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т. д. Детское изобразительное творчество — это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование - это естественная потребность ребенка. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и является одной из самых интересных для детей старшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции.
Старший возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в этом возрасте у ребенка формируются и развиваются творческие способности. Успешная изобразительная деятельность детей осуществляется в нашей системе образования при наличии высоко квалифицированных педагогов и наличии материальной базы для творческой деятельности. Воспитатель должен знать основные жанры и виды изобразительного творчества, различные материалы и техники, использующиеся живописцами.
Цвет и колорит - это средства выразительности в изобразительном искусстве, в творчестве детских рисунков. На занятиях по изобразительной деятельности, отмечается, что дети очень мало обращают внимания на цвет, игнорируют его. А также не используют разнообразную цветовую гамму и выполняют рисунок чаще одним цветом. В данном случае, следует развивать у детей восприятие цвета, обогащать сенсорный опыт. Таким образом, все эти средства позволяют формировать представление о цвете предметов, свойстве. У дошкольников возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Поэтому, необходимо развивать восприятие цвета, цветосочетания, вызвать эмоциональную реакцию ребенка на цвет и сочетание, учить находить цветовое решение, цветосочетани. Ритм, также является средством художественной выразительности. Чувства прекрасного возникают у детей при восприятии формы предмета или ритмического строя. Эстетические чувства будут более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. Посредством этого, у детей формируется эстетический вкус.
Важно отметить, что чувство прекрасного сформируется у ребенка тогда, когда красота предмета, явления становится в конкретном выражении. Описывая с детьми цветок, можно сказать, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья. Детям нужно подобрать такие слова, чтобы передать эстетическую характеристику этого предмета. Ребенок поймет, что значит красиво и начнет находить красоту в других явлениях, предметах.
У ребенка появится эстетический вкус тогда, когда он будет получать удовольствие, духовное наслаждение от красоты в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое, включает в себя не только понимание, наслаждение прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей, большая роль принадлежит обучению. На занятиях об изобразительной деятельности, дети учатся узнавать, любить произведения искусства. В художественной деятельности, присутствует воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети получают умения и навыки, которые имеют большое значение не только для повышения эффективности детского творчества, но и для осуществления других воспитательных задач. В творческой деятельности, эстетическое воспитание зависит от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы). Когда дети рисуют рисунок, отмечают, почему он нравятся, что в нем интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение. Эстетическая оценка рисунка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Дети учатся адекватно оценивать свои рисунки и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать. На занятиях дети рисуют явления из окружающей жизни, отражают свое отношение к ней.
На занятиях по изобразительной деятельности, дети получают огромное удовольствие от рисования, так как в занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания сюжета, игр. Поэтому, очень важно поддерживать это стремление, не ограничивать детей только изображением отдельных предметов. Когда дети придумают сюжет своего рисунка, он не только радует их, но и развивает воображение, фантазию, уточняет представления.
Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества. В творческой деятельности ребёнка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.
1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Темы предстоящего изображения, рассказа, рисунок танца могут быть определены самим ребёнком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребёнком). Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, названной воспитателем, не лишает ребёнка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают, тогда, когда изображение создаётся по замыслу детей, когда даётся лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребёнка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования лепки, аппликации.
3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим изображением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. Это даёт возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор. При тактичном, направляющем внимание детей, действий педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы.
Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучный, а потому и не поучительный для детей этап создания изображения. Развёрнутый анализ детских работ не обязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для ёлки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на ёлку и отметить, что все игрушки хорошо смотрятся. Если дети создавали коллективную композицию, то по её завершении следует обратить внимание детей на то, как красива общая картина, и предложить им подумать, как можно дополнить её и сделать ещё богаче и интереснее. А если дети украшали платья ля куклы, то их лучше «развесить в магазине», чтобы кукла или насколько кукол могли выбрать понравившееся.
Осуществляя работу по развитию детского творчества, необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (чем старше дети, тем больше их надо активизировать) : выслушивать их мнение, советоваться с ними. Например, поговорить с ними о том, какую сказку выбрать для драматизации, предложить подумать, какие предметы могут понадобиться для оформления группы, зала, что можно найти в готовом виде, а что нужно сделать самим, какие детали костюмов для персонажей сказки необходимы. Важно ставить детей в позицию не послушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и её осуществления.
Творческий характер деятельности требует создания непринуждё нной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по-разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию, или взглянуть в окно, чтобы увидеть цветы на участке детского сада, стоящие по близости или вдалеке дома, идущих людей и т. п. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя : беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности. Не следует так же требовать от детей поднятия руки для ответа. Вполне допустимы естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания. Словом, обстановка должна быть свободной, непринуждённой. Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приёмов.
Изобразительная деятельность своими корнями тесно связанна с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Неуместны замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает эмоционально-радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включением игровых приёмов, сказочных эпизодов, стихов, песен, предложением придумать что-то необычное, новое, своё, загадочное. Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, - подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для групповой комнаты, зала, атрибутов для игр и т. п. Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы. Созданию положительного настроя способствует и уважительное, бережное отношение воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.
В развитии творческой деятельности на занятии создаются положительные условия для развития ощущений и эмоций, которые перейдут в эстетические чувства, будут формировать эстетическое отношение к действительности. Практика работы показывает, что обогащать опыт детей целесообразно наблюдениями из окружающего мира, заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту дома; на занятии, чтобы дети получали возможность выразить эстетические впечатления; внимательно относились к подбору соответствующего материала.
Подводя итог, можно сказать следующее, что дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. У дошкольников формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе художественной деятельности происходит не само по себе, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Лучше использовать методы, приемы, которые будут вызывать хорошие эмоции у детей. Чем ярче будут впечатления, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение, а рисунки будут интересными, разнообразными и красивыми.
Представим серии занятий, направленных на формирование художественного -эстетического развития дошкольников. Проведенная серия формирующего эксперимента показала, что имеет место тенденция к изменению отношения старших дошкольников к природному окружению. Развитие эстетических эмоций детей оказывает влияние на формирование начал экологического сознания. Природный мир вокруг из различных объектов постепенно преобразовывается в представлении детей в целостный живой мир, который живет по своим законам близким к тем, которые существуют в отношениях среди людей. У дошкольников изменяется восприятие природы, возникает сопереживание и внимательное отношение к объектам природного мира, что объясняется соотнесением собственных переживаний, в основу которого положены ценностный и эмоциональный компоненты. Это свидетельствует о взаимовлиянии разных видов эмоций в развитии ребенка, о возможности через актуализацию эмоциональных проявлений в процессе ознакомления с произведениями искусства, отражающими природу, через эстетические переживания, возникающие при общении с живописно-музыкальным образом природы, изменять, формировать ценностные ориентиры и установки детей, среди которых приоритетными выступают красота и добро.
Возможно использовать метод «вхождения в образ», который позволит детям перевоплотиться, выразить, рассказать о своих чувствах, мыслях, желаниях в момент нахождения в художественном образе. Так, например, в картине «Три богатыря», детей привлекает тот или иной образ богатыря. Имитируя движения данного героя, его жест и мимику, дети могут составлять рассказы, например «Я большой, сильный, смелый богатырь. Я защищаю свою Родину от бандитов. Я сижу на большом черном коне. У меня есть палка (копье) и защита (щит). Я одел железную шапку, чтобы не убили. Я сел на коня и поехал на войну. Я там дрался. Победил. А сейчас смотрю — нету ли там врагов, кажется они где-то поблизости».
Метод наблюдения, в котором объектом исследования выступают эстетические эмоции старших дошкольников, проявившееся в процессе ознакомления с взаимодействующими незнакомыми живописными произведениями, показал, что дети эмоционально активно откликались на органичное сочетание произведений искусства, по сравнению с констатирующим экспериментом, где наблюдались, в основном, заинтересованность и удивление. Эмоциональные проявления детей обычно носят познавательно-эстетический характер, им присущи культурные формы выражения. Это подтверждает предположение о том, что эстетические эмоции способствуют освоению детьми определенных форм поведения, принятию эталонов внешнего проявления своих переживаний.
Дети делятся своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.
Таким образом, актуальную задачу художественно-эстетического развития дошкольников обусловливает проблема направленного и последовательного развития основ художественно-эстетической культуры с целью содействия вырабатыванию у дошкольника эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира. Эстетические эмоции, зарождаясь в раннем возрасте, выступают своеобразным социальным способом формирования волевой и когнитивной сфер ребенка.
В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, видели их изображения в детских книгах. Знакомя детей с изображениями животных, важно обратить внимание на различие манеры художников. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая, например, мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный более жесткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами и орнаментированные детали костюмов). Совсем по – иному изображает зверей Т. Маврина. Её манера – условная волшебная сказочность. Её животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, условные мазки и линии, передающие мех, подчёркивают их сказочность.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось, необходимо организовать восприятие детьми животных. Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофермы, в цирке, на скотном дворе, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребёнка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное.
Научится изображать животных для детей очень важно – это поможет им в дальнейшем создавать иллюстрации к сказкам. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомления детей с природой обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, эмоционально - положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются так же внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память.
Таким образом, разработанные занятия художественно-эстетических видов деятельности с использованием произведений живописи.
Выводы:
Изучив психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы: Границы старшего дошкольного возраста (5-7 лет)являются последним периодом дошкольного детства, когда в детской психике возникают новые образования. К ним относится произвольность психических процессов, а именно восприятия, памяти, внимания и т. п., а также вытекающая отсюда способность управлять собственным поведением.
В этот период закладываются основы взаимодействия с искусством, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать его как общую ценность для всех людей. Проанализировав понятие «эстетическое воспитание», можно сказать, что проблема эстетического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение эстетике как средству воспитания детей.
Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность, развивает творческие способности, даже влияет на физическое развитие. Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.
Система эстетического воспитания школьников служит основой для формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, а учебные предметы художественного цикла, благодаря множеству форм и методов воздействия на человека, в наибольшей степени способствуют этому.
Художественная деятельность расширяет художественный кругозор детей и улучшает их эстетический вкус, но и развивает воображение, совершенствует речевые навыки, а также способствует социализации воспитанников в социуме.
Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительной деятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется на фоне роста и созревания организма и зависит от социокультурной среды.
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.