Папки-передвижки

Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника

Наталия Белькина
Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Публикация «Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника» размещена в разделах

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных ценностей, также отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Духовно-нравственное образование – воспитание духовно-нравственного человека. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины:

- нравственные чувства (совесть, долг, вер, ответственность, гражданственность, патриотизм);

- нравственный облик (терпение, милосердие, кротость);

- нравственная позиция (способность различать добро от зла, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственное поведение (готовность служения людям и отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На сегодняшний день одной из важнейших проблем современного общества и государства является духовно-нравственное воспитание детей. Эта одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Дошкольное детство - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его дальнейшей жизнью.

В нынешнем современном мире на фоне экономических и социальных кризисов происходят глобальные изменения в системе ценностных ориентиров: резкое снижение морали и нравственности в обществе, искажение исторических событий, бездуховность современной культуры, кризис в семейном воспитании, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, агрессия в обществе. Всё это сказывается на духовно-нравственном развитии детей и на их психическом развитии – у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, нет четкого понимания что такое «хорошо», и что такое «плохо», у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения, материальные ценности постепенно вытесняют духовно-нравственные, желания детей основаны на эгоистичных началах и обусловлены личными потребностями, благодаря чему у детей формируются вредные привычки, неуважение к старшему поколению и полнейшее отсутствие каких-либо морально-этических установок. Агрессивная окружающая информационная среда – еще больше осложняет ситуацию.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Особое место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь и уважение к Родине, к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ, свою страну, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье, к детскому саду. Именно в семье закладываются основы патриотизма, духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

Большое значение имеют нравственные качества педагога, ведь бездуховный педагог, владеющий самыми инновационными и современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственный потенциал своих воспитанников.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им духовно-нравственного опыта, основанного на народных традициях, традициях русской и мировой культуры, формирование в душе ребёнка чувство причастности к наследию прошлого и настоящего, ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Формирование духовности неразрывно связано с нравственно-эстетическим, патриотическим воспитанием, знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа.

В соответствии с целью определены задачи по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников :

формирование основ духовно-нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности у дошкольников;

воспитание таких качеств, как уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к государству (обществу);

воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе;

приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Музыкальное искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании и развитии ребёнка. Музыка обладает ни с чем несравнимой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства, воздействует на процессы становления нравственных качеств, формирует вкусы, являясь самым доступным видом искусства для восприятия ребенка. Она обладает огромной силой педагогического влияния на духовность человека. Музыка – это волшебство, особый язык, позволяющий передать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить видеть прекрасное в окружающей жизни. Постигая мир музыкальных звуков, дошкольники учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, приобщение к высшим духовным ценностям, познание мира и в общении с искусством музыки познание себя и своего места в мире. Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты, учит их творчески преобразовывать окружающий мир.

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности детей и наиболее доступным. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Музыкальный язык песен отличается большой выразительностью, мелодия и слово русской народной песни знакомит с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, является могучей воспитательной силой.

Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.

Хоровое пение – одно из древнейших проявлений музыкального творчества. Хоровое пение имеет свою специфику: оно направлено на духовное единение поющих (их согласие и созвучие чувств, приобщение к миру духовного, направлено на образование и воспитание личности через приобщение к высокому искусству.

В своей работе я уделила особое внимание этому виду музыкальной деятельности: пению, а в контексте духовно-нравственного воспитания и развития дошкольника – хоровому пению. В связи с этим в нашем детском саду в 2015 году был организован хоровой коллектив «Солнышко». Первоначально хоровой коллектив создавался с целью подготовки и выступления на различных конкурсах и концертах. Отбор в творческий коллектив происходил по принципу одарё нности: в ходе прослушивания на музыкальных занятиях выявлялись одарённые дети (дети, которые чисто интонировали мелодии предложенных песен) из старших и подготовительных групп. Из этих ребят был сформирован первый состав хора «Солнышко». Каждый год состав участников менялся: выпускались дети подготовительных групп, происходил набор новых ребят.

Хор принимал участие в течение года в различных конкурсах патриотической направленности:

районные конкурсы – «Во славу Отечества», «Ради жизни на земле», городские и областные конкурсы – конкурс патриотической песни «Звёздочка», «Музыкальный калейдоскоп», фестиваль-конкурс патриотической песни «Споёмте, друзья!» На протяжении этих лет хор «Солнышко» занимал призовые места. Активно сотрудничаем на протяжении многих лет с «Екатеринбургским политехникумом», выступаем на концертах, посвящённых Дню Победы, Дню матери, Минута славы, Последний звонок и т. д. Также хор принимал участие в концертах в ДОУ: на празднике в честь Дня Победы, на концертах, посвящённых Юбилею детского сада и др. В репертуаре хора песни о Родине, о матери, о дружбе, о детском саде.

В 2021 году в детском саду была организована дополнительная образовательная услуга – хоровое пение «Играем и поём». Разработана дополнительная образовательная программа по хоровому пению «Играем и поём» (Развитие вокальных навыков) для детей от 4 до 6 лет. Набор в группы по хоровому пению проходил по желанию родителей (законных представителей). Были сформированы 3 группы: 1 группа (дети из средних групп, 2 группа (дети из старших групп) и 3 группа (дети из старшей и подготовительных групп). Так как группы были сформированы по желаниям родителей – дети подобрались с разным уровнем развития вокальных данных. Мною была проведена разъяснительная работа с родителями тех детей, у которых выявлены яркие певческие способности на музыкальных занятиях, с целью привлечения в хор.

Представляю вашему вниманию выступление старшей группы хора «Солнышко» на конкурсе «Музыкальный калейдоскоп» 2022.

Видео: https://www.youtube.com/embed/yOMNyI879_o
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 20:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Белькина (УИ 637681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД