Лучший педагог года

Хоровая театрализация как средство формирования интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Наталия Черкасова
Хоровая театрализация как средство формирования интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Хоровая театрализация как средство формирования интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста к вокально-хоровым занятиям

«Сперва я думал, что людям нужна

песня, но скоро понял, что им нужен

спектакль» (Луи Армстронг).

В условиях современного духовно–нравственного состояния современной культуры и образования роль предметов и занятий эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей сегодня как нельзя более актуальна и значима.

Публикация «Хоровая театрализация как средство формирования интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах

Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его мощной и действенной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, становления эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических качеств, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

Однако, приобщение детей к прекрасному, развитие у них интереса к искусству является непростой задачей. Статистика показывает, что подрастающие поколения постепенно перестают понимать и отличать истинные шедевры мировой культуры. Хуже того – они утрачивают способность их понимания. Внимание детей притягивается к современной поп культуре и дешёвым музыкальным новинкам. Музыканты - классики всё чаще сталкиваются с непониманием детьми, начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возраста, классической музыки, с неумением её слушать, и, что ещё страшнее – нежеланием с ней знакомиться. Такая деструкция миропонимания и, соответственно, осознания своей культурной и социальной роли в обществе неизбежно приводит к увеличению констатируемых отклонений психического развития у детей, ухудшению их интеллектуальных и психофизических способностей. Зачастую это бывает выражено в быстрой утомляемости, озлобленности, жестокости, пониженном внимании детей на уроках и занятиях. В связи с этим, их интерес к групповым занятиям падает, уменьшается. Данная педагогическая ситуация ярче всего проявляется на кружковых занятиях, во внеурочное время, в том числе и на занятиях хором.

При изучении проблемы формирования интереса к хоровым занятиям я обратилась к специальной литературе и пришла к выводу, что интерес - сложное и до сих пор до конца не раскрытое понятие. Ведущие учёные в области возрастной психологии Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина считают, что познавательный интерес - важнейший побудитель личности, который является формой потребности и возникает в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Следовательно, только развивая познавательные интересы, можно добиться самостоятельности и субъект- субъектных отношений в образовательном процессе.

Развитие познавательного интереса у дошкольников и младших школьников в современном воспитательно-образовательном процессе можно осуществлять в различных формах проведения занятий с применением разнообразных средств и методов. Одной из самых интересных и полезных форм подачи материала и взаимодействия с детьми остаётся игра. Она продолжает оставаться для детей актуальной формой познания мира и может быть включена во все уроки эстетического цикла и занятия дополнительного образования.

На хоровых занятиях элементы игры могут присутствовать в распевании, в игре на музыкальных инструментах, в выразительных движениях под музыку (пластическом интонировании) и театральных движениях. Также музыкальная игра может иметь место на занятиях как старинный фольклорный жанр. Все эти элементы - не только прекрасные средства формирования интереса к хоровым занятиям. Они способствуют также полноценному и всестороннему развитию творческих качеств личности.

Имея многолетнюю практику внеурочной работы со школьными хоровыми ансамблями, я обратилась к одной новой и малоизученной форме проведения занятий - хоровой театрализации, которая синтезирует в себе хоровое пение и элементы театра. Методологической базой для исследования стали научные труды: о роли сценического движения и его методики при обучении будущего исполнителя (Станиславский К. С.) о хоровом театре как о современном направлении в искустве (Овчинникова Т. К.) , о театрализации как о средстве коммуникации (Киреева Н. Ю., о роли движений и жестов при подготовке исполнителей (Калашникова Н. В., о выразительных движениях под музыку (Туголукова О., об использовании театральной педагогики в формировании артистизма личности будущего учителя в хоровом классе (Гарипова Г. А).

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и продолжает существовать в пределах младшего школьного возраста.

Природная предрасположенность дошкольников и младших школьников к «напеванию» и «пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в «себя», уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Общение педагога и учеников, в работе над театрализацией включает следующие основные компоненты:

- рассказ о произведении, обмен мнениями и идеями в процессе предварительной беседы (словесный метод);

- двигательный показ педагога – как образец для подражания (наглядно-образный метод);

- совместная разработка движений и действий педагога с детьми (под руководством педагога (наглядно-действенный метод);

- работа над специально разработанными двигательными и речевыми упражнениями, закрепление навыков (регулятивный метод).

При этом ведущим методом для успешной творческой работы с детским хоровым коллективом должен быть коммуникативный.

Основными педагогическими принципами должны быть систематичность и последовательность, выстраивание учебного процесса от простого - к сложному.

Опосредованный подход во время занятий хоровой театрализацией должен быть направлен к созданию таких разнообразных действенных ситуаций, в которых естественно формируются наиболее целесообразные ответные реакции. Эффективность занятий связана с умением педагога варьировать, перестраивать каждое упражнение с учетом опосредованного действия на определенные голосовые, речевые и двигательные особенности. Такая атмосфера работы помогает каждому ученику познавать свою голосовую, речевую и двигательную природу и постепенно дисциплинировать ее, а также дает оптимальную возможность вырабатывать необходимые навыки.

Таким образом, эффективность педагогической работы с детьми зависит от решения следующих задач: координационных, мышечно-тренировочных, эстетических и музыкально-исполнительских.

В процессе вокально-театральной работы над произведением сам педагог становится режиссёром действий и движений. Он выбирает самые яркие эмоциональные моменты в произведении, связанные с чувствами героев и с происходящими действиями и начинает продумывать сценические движения, которые наиболее точно, художественно и выразительно могли бы передать данный образ в данный момент. Следует не только предлагать придуманные действия и движения, но и направлять творческую активность детей в нужном направлении. Дети на таких синтезированных занятиях часто становятся соучастниками творческого процесса: они сами придумывают движения и действия под музыку, помогают хормейстеру найти наиболее яркие эмоциональные моменты в произведении, и нередко даже совершенствуют сценические движения, придуманные педагогом, интерпретируют их.

Важным аспектом на занятиях при театрализации произведений является подбор репертуара. Не каждое высокохудожественное произведение можно подвергнуть инсценировке. Инсценировка некоторых произведений может нарушить целостность музыкального образа и сделать исполнение произведения безвкусным.

Для театрализации следует подбирать сочинения, содержание которых наделено иллюстративным подтекстом, а именно, текстом, насыщенным действиями или подразумевающим движения героев, определённую тематику, сюжет с финалом, наличие героев с выразительными и несложными интонациями в музыке, яркую образность. К таким сочинениям, прежде всего, относятся народные песни и произведения композиторов-песенников. Такие композиторы, как: Р. Бойко, Г. Струве, В. Беляев, Д. Кабалевский, Е. Подгайц, Ю. Чичков, Г. Гладков, Е. Крылатов, Ю. Шаинский, З. Левина и др. - написали большое количество замечательных детских песен, во время исполнения которых многие дети невольно начинают двигаться, пританцовывать, мимически и жестами изображая главных героев. Такие песни легко поддаются инсценировкам и вызывают большой интерес не только у детей, но и у взрослых. Поэтому, ещё одним требованием к певческому репертуару является жанровая направленность (народные песни и песни детских композиторов с ярко выраженной тематикой).

Ещё одним важным аспектом в театрализации песен является грамотный и гармоничный подбор выразительных движений и действий. Педагог в процессе работы всегда должен следить за тем, чтобы движения детей не мешали певческому процессу и не становились главной творческой задачей. Дело в том, что при ходьбе и других движениях ногами, головой и корпусом звук голоса, особенно детского, имеет тенденцию к искажению. При активном движении нарушается строй, чистота интонирования. Интерес детей с собственно певческой деятельности пения невольно переключается на действия. Поэтому, во время пения движения должны быть плавными и небольшими по амплитуде. Педагогу следует учитывать время, чтобы дыхание детей могло восстанавливаться для организации грамотного звукообразования и звуковедения. Движения ногами не должны отвлекать детей от пения и нарушать певческий процесс. Следует продумывать движения и действия таким образом, чтобы большинство из них выполнялось вне пения – в моменты пауз, вступлений, отыгрышей и тогда, когда поёт другая группаансамбля (деление детей на группы в зависимости от сюжета).

Таким образом, сценическое действие и театрализация во время вокального исполнения – это важный компонент общей вокально – хоровой культуры. Оно является одним из действенных средств развития интереса у детей к хоровому пению. Грамотно продуманное и специально организованное сценическое действие несёт в себе художественное и воспитательное значение. Осознание детьми того, что они поют и выполняют движения вместе, синхронно, что движение и музыка действуют слитно, как единое целое, при этом каждый из учащихся участвует в этом исполнении - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Список литературы

1. Виртуальный архив литературы Librusek

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В., М., Просвещение, 1973.

• Казань, - КГПУ, - 2002. – 212 с. / Туголукова О. Выразительные движения под музыку. 2009 г. /]

• Марголин Л. М. Музыка в театрализованном представлении. – М. : Советская Россия, 1981.

• Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.

• Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М. : Знание, 1979.

• Овчинникова Т. К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре. Автореф. … канд. искусствовед. Ростов-на-Дону, 2009.

Хоровая театрализация как форма художественной коммуникации [Текст] / Н. Ю. Киреева // Искусство и образование. - 2009. - №6. - С. 115 - 118.

• Цифровая библиотека Wikipedia, [Калашникова Н. В. / Современные формы хорового исполнительства, 2009 г. / Киреева Н. Ю. / Театрализация как форма художественной коммуникации. /2009 г. / Гарипова Г. А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки

• Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1979.

• Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М., 1984.

• Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М. : Педагогика, 1988.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Фотоотчёт «Велопарад для детей дошкольного и младшего школьного возраста»Фотоотчёт «Велопарад для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Лето – пора велосипедных прогулок. Научившись крутить педали, дети ездят по улицам и дорогам, паркам и скверам. Велосипедист на дороге.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Игры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста ОДИНПоиграть решили дети, Встали в круг все, кроме Пети. Он один не захотел И, надувшись, в угол сел. Но прошла одна минутка - Разревелся.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответамиВесёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хоровая театрализация как средство формирования интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 17 октября 2022 в 14:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Хоровая театрализация как средство формирования интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Черкасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД