Наталья Блинова
Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР
«Мозг хорошо устроенный
стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.»
М. Монтинь
Организация коррекционно – развивающей работы с воспитанниками
Содержание коррекционно - развивающей работы по речевому развитию дошкольников осуществляю в соответствии с программой.
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/
Парциальная программа:
Публикация «Опыт коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР» размещена в разделах
• Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. В. Филичевой, Г. Б. Чиркиной
За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности.
Попадая в логопедическую группу, ребенок вынужден «трудиться» значительно больше, чем в обычной группе детского сада, по скольку он должен не только усвоить знания и умения, предусмотренные программой, но и приложить усилия для преодоления своих речевых дефектов. И задача педагогов – исправить речевой дефект, но при этом важно чтобы ребенок не переутомлялся.
Только комплексное воздействие на ребенка дает положительную динамику речевого развития и формирование определенных психических процессов.
В нашей группе коррекционная работа ведется в течении всего дня.
Основные направления коррекционной работы воспитателя :
• Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика выполняется в течении дня 3-5 раз. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз.
Логочас:
• Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, работа проводится по индивидуальным тетрадям, карточкам детей.
Фронтальные занятия по программе. /и в соответствии с календарным планом логопедической работы/.
Коррекционная работа вне занятий :
• Во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, на прогулке, экскурсии, в играх, развлечениях.
Вне занятий предлагаю детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики: собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п. В группе оборудован речевой уголок, в котором ребенок всегда может выбрать игру или занятие по душе.
В дополнение к традиционным методом воздействия, всё больше использую нетрадиционные методы.
• Повысить интерес у детей к выполнению артикуляционной гимнастики помогает бионергопластика. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки. Совершенствует координацию движения, развивает память, внимание.
• Кинезиологические упражнения – это своеобразная «гимнастика мозга». Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий.
• В своей работе успешно применяю игровой самомассаж кистей рук, провожу не только индивидуально, но и с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.
Можно использовать различные специальные и подручные приспособления, природный материал:
-самомассаж с прищепками;
-массаж карандашом;
-массаж с грецким орехом;
-массаж с теннисным шариком, с массажным шариком.
• Су-Джок терапия. С помощью шариков – «ежиков» с колючками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что благотворно влияет на весь организм и так же на развитие мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы параллельно развивать речь, используются небольшие стихи, песенки, считалки.
• Применение камушкев «Марблс» - это набор стеклянных камушкев разного цвета и различные игры с ними. Все упражнения и игры могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а так же от поставленной педагогом цели.
• Психогимнастика – проста и понятна детям. Этюды, игры, упражнения, не вызывают затруднений, помогают осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражения.
• Сказкотерапия – это метод, успешно применяемой в коррекции и в развитии речи детей. «Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов».
Разработала программу кружковой работы «Сказки –добрые друзья». Провожу один раз в неделю. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи, развивают тембр, силу голоса, интонацию и выразительность. Поддерживают и развивают детскую эмоциональность.
Очень важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно -развивающего обучения. Убеждаю родителей в том, что именно их роль в речевом развитии детей значима, что все усилия педагогов без их помощи будут не достаточны. На родительском собрании дается информация о системе логопедических занятий с детьми, о днях консультации для родителей. Популярной формой остается папка - передвижка, в которой даны рекомендации и советы.
Залогом успеха коррекционно-речевой работы является систематичность, планомерность, согласованность всех специалистов ДОУ и родителей.