Елена Чекмарева
Сенсорная комната как одно из средств коррекционно-развивающей работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
К концу 80-х гг. ХХ в. сенсорные комнаты получили широкое распространение в Европе и стали частью реабилитационной и терапевтической практики в учреждениях разных профилей социальной направленности.
Сенсорная комната ( в литературе встречаются и другие названия: Комната психологической разгрузки/ Комната релаксации/ Комната «Снузлин»\ Мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.
Публикация «Сенсорная комната как одно из средств коррекционно-развивающей работы в ДОУ» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
СЛАЙД 3
Сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
СЛАЙД 4
В рамках данного направления в детском саду с 2014 г. была оформлена сенсорная комната и разработана оптимальная система работы, сориентированная как на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, так и на полноценное и всестороннее развитие дошколят.
Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате реализуется с детьми из групп компенсирующей направленности и с ребенком инвалидом, который посещает группу общеразвивающей направленности.
Существуют противопоказания для занятий в сенсорной комнате. Это инфекционные заболевания, эпилепсия и эпилептический синдром, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневротические заболевания.
СЛАЙД 5
Цель: профилактика и предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Научить ребенка произвольно расслаблять мышцы;
- Эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу;
- Снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций;
- Развивать двигательные функции.
СЛАЙД 6
В программу включена система мер на снятие психоэмоционального напряжения, которая включает:
- систему релаксационных упражнений;
- систему релаксационных настроев и аутотренингов;
- систему работы с оборудованием сенсорной комнаты.
Цикличность программы позволяет обеспечить более стабильный результат при освоении его детьми.
Систему релаксационных упражнений, настроев и аутотренинги проводит педагог-психолог, а работу с оборудованием сенсорной комнаты проводит воспитатель, в то время когда на смену выходит напарник. Занятия проводятся индивидуально, либо с подгруппой детей из 3 – 4 детей (с которыми общается ребенок-инвалид, 1 раз в неделю.
СЛАЙД 7
В рамках реализации данной программы использовались следующие методы и приемы:
- словесные: беседы, рассказ педагога-психолога, художественное слово;
- наглядные: показ релаксационных упражнений;
- практические: релаксационные упражнения, игры с оборудованием сенсорной комнаты, игротерапия, песочная терапия, психогимнастика, телесно-ориентированный метод.
СЛАЙД 8
Оборудование сенсорной комнаты включает в себя множество компонентов:
- пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей. С ее помощью происходит развитие зрительного и тактильного восприятия, световосприятия, активизация внимания, релаксация.
СЛАЙД 9
- рисование кварцевым песком и игры с ним на световом поле позитивно влияют на психоэмоциональное самочувствие, развивают фантазию, усидчивость, мелкую моторику, помогают преодолеть страхи и раскрыть творческий потенциал, способствуют развитию сразу двух полушарий мозга.
СЛАЙД 10
- фибероптическое оборудование «Солнышко» - это завораживающий каскад волокон со свечением, который способствует развитию тактильно-сенсорных ощущений, воображения, эмоций.
СЛАЙД 11
- настенное панно «Бесконечность» развивает цвето - и световосприятие, способствует релаксации.
СЛАЙД 12
- «Плазменный шар», внутри него можно наблюдать электрические разряды. Они похожи на цветной фейерверк, который распространяется из центра светильника. Словно волшебная вещица, стеклянный шар способен реагировать на звуки, прикосновения и голоса. Когда рука касается шара, электрические молнии внутри него собираются в один поток и начинают бить в то место, до которого дотронулись. Плазменный шар так же развивает цвето - и световосприятие, способствует релаксации.
СЛАЙД 13
- музыкальный центр: музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации.
- мягкие модули – различные фигуры, на которых можно сидеть, ходить, что-то строить из них.
Таким образом, в зависимости от поставленных задач сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как самостоятельную процедуру, как способ подготовки к другим медико-психологическим процессам, а также как средство оптимизации реабилитационного процесса.
слайд 14