Татьяна Федотова
«Хлеб — всему голова». Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитать уважение к людям, которые растили хлеб; воспитать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
- Формировать представление о пути хлеба от поля до стола, процесс выращивания хлеба
- При помощи исследовательской деятельности изучить свойства зерна (цвет, форму, размер, вес, поверхность)
- Закреплять представление о содержании и значении труда взрослых
Оборудование: шапочки персонажей сказки, колоски пшеницы, тарелочки с зерном, дидактические пособия.
Публикация «„Хлеб — всему голова“, Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Здравствуйте, ребята. Сядьте все ровно, чтобы я видела все ваши умные красивые глазки, готовые узнать много интересного. Посмотрите и скажите, что находится у меня на столе? (ответ детей).
Правильно, у меня на столе лежит хлеб.
Вот он — хлебушек душистый
Вот он — теплый, золотистый,
В нем здоровье, наша сила,
В нем — чудесное тепло
Сколько рук его растила
Охраняло, берегло.
Не всегда хлеб был на столе у людей.
Сначала человек попробовал жевать зерна. Они показались ему очень вкусными. Затем эти зерна научились растирать камнями и получать муку, из муки месили тесто. Но без дрожжей хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня. Сегодня пекут хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Гостя на Руси всегда встречают хлебом и солью. Даже пословицы сложили:
1. Худой обед, коли хлеба нет.
2. .Будет хлеб — будет обед.
3. Хлеб — всей жизни голова, славится он первым на земле, славится он первым на столе.
В магазине можно купить и черный и белый хлеб. У нас на столе тоже очень много изделий из хлеба — хлебобулочные изделия. Хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и попасть к нам на стол.
(слышится звук ветра, появляется колосок, плачет)
Колосок: Ой-ой-ой! Где это я?
Воспитатель: Здравствуй, Колосок, откуда ты здесь появился?
Колосок: Куда я попал? Где мои братья и сестры колоски? Куда меня занес ветер? Неужели я потерялся?
Воспитатель: Перестань, Колосок, плакать, перед тем как ты попал к нам, я хотела рассказать ребятам, как выращивают хлеб. И теперь ты вместе с нами отправишься в путешествие на свое родное поле.
1. Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
2. Весной, как стают все снега
Выходит трактор на поле
Он пашет почву
Чтоб рыхлая была земля.
3. Сеет сеялка зерно
В поле все готово
Все засеяли давно
Будет хлеба много.
4. Солнце зерна согревало
Их дождями поливало
В зернах выросли ростки
Превратились в стебельки.
5. Летом стебли и ростки
Превратились в колоски.
6. Лето быстро пролетело
К осени зерно созрело
Комбайнеры приезжали
И с полей зерно собрали.
7. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришел
С поля даже в магазины
Ехать хлебу рановато
Он уселся на машины
И спешил на элеватор.
Игра «Что сначала, что потом»
Игра «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор».
Ребята, а после того, как зерно побывает на элеваторе, куда его повезут?
1. Едет хлеб на мельницу
Мельницу — чудесницу.
2. Богатырь — муковоз
На завод муку везет.
3. От завода — автомата
Льется теплый хлебный запах
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки, калачи,
Сладкие коврижки.
4. А вот и прянички печатные
До того нарядные
Мы не сразу их съедим
Пусть станцуют, поглядим.
Ребята, а кто из вас видел, как ваши мамы делают тесто? Что для этого нужно.
Дети: мука, вода, соль, дрожжи, яйца и пр.
Игра «Что лишнее или отдели фасоль от зерна»
После того, как обследовали зернышки, давайте представим, что мы тоже зернышки.
Мы посеяли зерно (дети приседают)
Быстро выросло оно (встают с поднятием рук вверх)
На ветру оно качалось. (качаются в разные стороны)
И под дождиком купалось. (имитируют зонтики)
А теперь вот на столах (разводят руками)
В очень вкусных калачах (показывают большой палец)
Пальчиковая гимнастика
тесто замесили мы (сжимают и разжимают кулачки)
сахар не забыли мы (имитируют посыпание)
пироги пшеничные (соединяют ладони вместе)
В печку посадили мы (вытянули руки вперед, ладони вверх)
Мы печем пшеничные (имитируют лепку пирожков)
пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать (поднимают и опускают плечи)
пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра (загибают пальчики)
Пес лохматый со двора
И другие все, кто может
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
«Крошки что останутся
Воробьям достанутся.
Ребята, посмотрите, что лежит в ваших тарелочках? (зерно) Возьмите зерно и положите на ладонь.
Какое по размеру?
Какого оно цвета?
Какой формы зерно?
А теперь по таблице кто сможет рассказать все свойства зерна?
Ребята, мы сегодня узнали, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Всем надо бережно относиться к хлебу и уважать тех, кто помог появиться хлебу на столе.
Для того, чтобы вырастить хлеб,
Много люди должны потрудиться,
А мы этим хлебом должны насладиться.
И дань уважения всем отдать.
Не мечтаем мы о чудесниц
К нам с полей живая речь
«Берегите хлеб, вы — люди,
Научитесь хлеб беречь.»
Мне до земли поклониться так хочется
Хлебу, рожденному нашей земле
Труд — его имя
Мир — его отчество
И для народа он самый родной.
Каждому знакому мудрые слова
«Хлеб — хозяин дома, всему он голова!»
Он дороже злата, серебра ценней
Крепкого булата хлебушек сильней.
К сожалению, можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Взял кусок хлеба — съешь его, не хочешь — не бери.
Хлеба к обеду в меру бери
Он — драгоценность, им не сори.
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел незнакомый дядя
Остановился и вздохнул
И на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул
Ты кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я пекарь — человек ответил
И с булкой медленно ушел.