Сильяна Прохорова
Хеппенинг как эффективное средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Публикация «Хеппенинг как эффективное средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями.
У некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, психические процессы развиваются более медленно и речевые навыки развиты недостаточно. Многочисленные исследования учё ных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Работая с детьми с ОВЗ, нашла способ их заинтересовать и параллельно развивать мелкую моторику рук. И этот способ – рисование нетрадиционными материалами и способами.
Достоинством рисования нетрадиционными техниками и материалами является то, что это необычный процесс для детей, а все необычное привлекает внимание, заставляет удивляться и восхищает.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случай»).
Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.
Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
Использование «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка.
«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров.
В процессе работы ребенок испытывает положительные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам. При работе в этой техники с пальчиковыми красками ребенок может использовать как правую, так и левую руку, при рисование кулачком со стороны большого пальца, можно увидеть изображение улитки, розы. Рисуя полураскрытым кулачком, можно увидеть в рисунках банан или радугу, дети всегда с удовольствием ставят точки, проводят линии. Дети с любопытством и с радостью размазывают по ладошки краску и ставят отпечатки на листе бумаге. Свои занятия я стараюсь направить на выработку двигательного ритма, так как при повторении движения ладонью и пальцами по листу бумаги дети испытывают при работе неподдельный восторг.
В совместной деятельности в раннем возрасте я часто использую такой вид хэппенинга как:
· Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).
· Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
· Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Освоив с детьми живопись пальцами, пробуем рисовать ладошками или ногами на листе.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.
По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы воплощаем любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, изображаем солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Мой опыт работы по внедрению технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее :
- В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами.
- Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.
- В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
- Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.
- Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.
- В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.
- Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
- Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
- Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Таким образом, совместная деятельность по рисованию нетрадиционными техниками и материалами – это важное средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей с ОВЗ раннего возраста.
Список использованной литературы
Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М. : 1967. -324с.
Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М. : Просвещение. - 2007. – 248с.
Казакова Т. Г. актуальные проблемы развития детской художественно изобразительной одаренности: Монография. 2-е издание. – М. : -2004. – 254с.
Электронные источники:
1. https://www.maam.ru/ Использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста. Добрынина Л. В.
2. https://bspu.ru «Основные направления педагогической работы с детьми раннего возраста»
3. https://detsadmickeymouse.ru/ Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.