Горшкова Марина
Характеристики педагогических условий развития речевого этикета детей седьмого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей[23, с. 3].
Для успешного формирования представлений о нормах этикета и отношений в дошкольной образовательной организации и семье необходимо создать педагогические условия.
Публикация «Характеристики педагогических условий развития речевого этикета детей седьмого года жизни» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Воспитание начинается там, где воспитатели строят с детьми настоящие личностные отношения, где они искренни и терпимы. Чем сложнее происходящие вокруг нас перемены, тем требуется более глубокое переосмысление педагогических представлений.
Воспитатель в дошкольной организации является связующим звеном между реб нком и окружающей действительностью. От того насколько высока его культура, какой уровень его мировоззрения и профессиональной подготовки, зависит успех педагогического воздействия на ребенка.
Проанализировав работы И. Н. Курочкиной, В. Н. Петровой, Н. А. Ветлугиной и др., мы можем утверждать, что формирование представлений о нормах этикета у старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса будет эффективнее, при соблюдении следующих педагогических условий :
1. Использование проблемных ситуаций для закрепления и проявления усвоенных правил поведения.
Старшие дошкольники обладают представлениями о нормах этикета, но постоянно нужно их подкреплять. Дети упражняются в выполнении норм этикета и правил поведения пут м участия в практических ситуациях, в игровых ситуациях, имитирующих разные жизненные обстоятельства, в проблемных инсценировках с игрушками, в условных ситуациях, требующих оценки поступков.
Например, дети сели смотреть видеофильм, но одной из девочек не хватило стула. Что она и другие ребята станут делать? Такая реальная ситуация не должна оказаться без внимания воспитателя. Он может и сам создать подобную проблемную ситуацию, которая заставит ребенка искать выход из сложного положения.
Воспитатель должен поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций) [41, с. 102].
Поведение человека состоит из огромного числа небольших поведенческих фрагментов, которые следует отрабатывать с детьми. От закрепления техники действия в упражнении можно перейти к дидактическим играм, в которых эта техника закрепляется. Известно, что в игровой ситуации ребенок легче и охотнее выполнит то действие, которое ему почему-то не дается в ситуации реально-жизненной.
И, наконец, от игры можно привести ребенка к выполнению поведенческих действий в жизненных ситуациях. Например, ситуация приема пищи во время обеда: накрыть стол, сесть за стол, есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой, соблюдая за столом чистоту и порядок, завершить обед и выйти из-за стола, поблагодарить за обед.
Ситуация праздника в детсадовской группе: пригласить гостей (родителей, ребят другой группы, работников детского сада, подготовить подарки и сюрпризы, продумать, как будем развлекать гостей и чем угощать, привести в «идеальный порядок» групповую комнату, нарядиться, встретить гостей, развлекать и угощать приглашенных, всем гостям уделять внимание, никого не забыть и не обидеть, проводить гостей, привести групповую комнату в порядок после окончания праздника. Разумеется, все перечисленные здесь дела выполняются не сразу, а постепенно, может быть и в несколько дней. В одни дни готовят приглашения и подарки, накануне праздника приводят групповую комнату в порядок, в день праздника выполняют все остальное.
Воспитатель предлагает ситуации, требующие самостоятельных согласованных действий детей по интересам и выбору. Воспитатель предлагает детям научить сверстников тому, что они хорошо умеют, воспитывает элементарную ответственность за свои действия и поступки. Поощряет стремление детей самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очер дность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей.
Следует обращать внимание старших дошкольников на то, что маленькие дети, младшие с стры и братья нуждаются в их заботе и внимании. Обсуждать, в ч м конкретно может проявляться забот старших дошкольников о малышах: в помощи, защите, обучении, умении развлечь, утешить, доставить радость.
Воспитатель созда т ситуации, побуждающие старших дошкольников активно проявлять дружеское расположение, заботливое отношение к детям младших групп. Формирует умение вовлекать малышей в подвижные и хороводные игры типа «Каравай», «Карусель».
Показывать простые сюжеты кукольного, пальчикового театра, готовить для малышей театрализованный концерт. Педагог учит ребят приводить в порядок игрушки малышей, готовить материал для занятий. Сравнивает внешний облик и возможности малышей и шестилеток, рассуждает, чем можно помочь малышам.
Главное в работе воспитателя – это эмоциональный отклик детей на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка [43, с. 5].
Воспитатель обращает внимание детей на манеры поведения, соблюдение требований этикета. Обсуждает с ними вопросы типа «красиво - некрасиво», «так и не так» (как мы ходим, сидим, разговариваем, вед м себя в гостях, за столом и т. п.).
Особое внимание уделяется освоению детьми норм этикета и правил поведения в общественных метах, правилам уличного движения, безопасного поведения. Дошкольников вовлекают в игровые ситуации, имитирующие нормы этикета и правила поведения в общественных местах.
2. Наглядные методы не сводятся только к показу книжных иллюстраций, дидактических картин, мультфильмов и видеофильмов с поведенческой тематикой.
Наглядным примером, живым, емким и хорошо запоминающимся, являются поведение воспитателя и его помощника, родителей каждого воспитанника (а также бабушек и дедушек, гостей и посетителей группы, работников детского сада, наконец, поведение каждого ребенка в группе.
Вся жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел.
Обучение правилам этикета ведет детей от выполнения внешних, общепринятых, форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Оно вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию в них личностной успешности.
3. Осуществление взаимодействия с семьями детей, позволяющее сохранить единство требований и преемственность общественного и семейного воспитания.
Формирование норм этикета у детей предполагает совместную работу воспитателя и родителей: воспитатель, как профессионал, дает ориентиры формирования норм этикета и правил поведения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, поправляют деятельность ребенка по самовоспитанию. Воспитатель больше работает с коллективом детей, родители - с отдельным ребенком. Каждый участник совместно осуществляемого педагогического процесса необходим и равен другому участнику. Взаимодействие воспитателя и родителей существенно обогащает как участников этого процесса, так и сам воспитательный процесс, направленный на ребенка.
Цели воспитателя в работе с родителями:
убедить их в необходимости обучения детей нормам этикета;
добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольной образовательной организации;
расширить их знания по содержанию этикета.
Общение со значимым взрослым помогает дошкольнику организовать разнообразную и интересную деятельность, наладить отношения со сверстниками и поддержать положительно-эмоциональное состояние. Как правило, общение протекает на фоне совместной практической деятельности с ребенком, в процессе которой он овладевает коммуникативными навыками
У каждой из детей проявляется больше возможностей для вступления в контакт с окружающими, что обеспечивает ему состояние комфорта и усиливает стремление к общению.
Дошкольник всегда созерцает и подражает взрослым, поэтому желательно всегда производить оценку собственного поведения с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам. Если в семье не соблюдаются правила хорошего тона, то и ребенок будет вести себя подобающим образом. Рассказ о нормах этикета лучше всего проводить в игровой форме. Дошкольникам даются основные поведенческие правила, соблюдение которых делает их равноправными членами детсадовской группы и семьи, способными любить своих близких, дружить, играть, познавать, делиться знаниями с товарищами, переживать успех в делах и отношениях.
Формирование представлений о нормах этикета у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий воспитателя и родителей. Работу с родителями можно построить в 3-х направлениях: изучение опыта семейного воспитания, учитывая его достижения и проблемы в педагогической деятельности;, воспитатель оказывает действенную помощь родителям в воспитании детей; координирует работу с детьми детского сада и родителей.
Воспитателю следует позаботиться о повышении представлений родителей о нормах этикета, компонентами которой являются: позитивное и доверительное отношение к воспитателю; наличие у родителей психолого-педагогических знаний; наличие практических знаний, умений и навыков по формированию представлений о нормах этикета у детей дошкольного возраста.
Позитивно-доверительное отношение родителей к воспитателю становится возможным, когда он является для них авторитетом.
Авторитетный воспитатель обладает следующими качествами: он с любовью, уважением и заботой относится к детям; владеет профессиональными знаниями и умениями; обладает достойными уважения личностными качествами и общей культурой; уважает родителей воспитанников и считается с их интересами; спокоен и выдержан в поведении, доброжелательно относится к людям.
Привлекая родителей к совместной работе по формированию норм этикета у детей дошкольного возраста, воспитателю надо помнить, что не все родители знают этикет. Учить же взрослого человека следует осторожно, тактично и ненавязчиво. В своей речи желательно исключить такие слова, как «вы должны», «вы обязаны», «вы не знаете», заменив их такими, как «разумно», «желательно», «целесообразно», «это будет лучше для вашего ребенка».
Обучение родителей проводится посредством воспитания детей, т. е. им дается знание только тех правил этикета, которым обучаются их дети. «Мне бы хотелось обратить ваше внимание, - говорит воспитатель, - нате правила столового этикета, которые мы будем изучать на занятиях и соблюдение, которых будем требовать от детей во время приема пищи. Очень надеюсь на вашу помощь: пусть ребята и дома соблюдают столовый этикет». Присутствие родителей на занятии также способствует углублению их знаний в области общепринятого поведения.
Формы совместной работы разнообразны, но начинать следует с установления между воспитателем и родителями доброжелательных партнерских отношений, с создания атмосферы общих интересов и взглядов. Конечно, ведущая роль в создании таких отношений принадлежит воспитателю. И воспитатель, и родители заинтересованы в достижении общей цели - создании благоприятных условий для воспитания ребенка творческой, духовно богатой, высоконравственной личностью, принятой обществом и успешно в нем действующей.
Родительские конференции вооружают не только родителей, но и воспитателей дополнительной, нередко важной информацией о применяемых в семьях способах воздействия на детей. Четкая и продуманная организация конференции создает благоприятные условия для выработки воспитателями и родителями общего воспитательного подхода, для обмена семейным опытом, распространения интересной информации. Родители, серьезно занимающиеся воспитанием своих детей, имеют возможность не только передать другим свой опыт, но и проявить себя, получить удовлетворение от результатов своего воспитательного опыта. Молодые родители наглядно видят необходимость личного кропотливого внимания к процессу становления личности ребенка.
Во время консультации должны даваться конкретные рекомендации, касающиеся ребенка и условий его жизни. Общие педагогические размышления не имеют для родителей такого значения, как серьезный разговор об особенностях воспитания их ребенка. Тематика консультаций и бесед, направленных на обучение детей правилам этикета, может быть разнообразной, но всегда связанной с той работой, которую ведет воспитатель со своими подопечными. Например: «Нужно ли обучать детей правилам этикета?», «Как помочь ребенку избавиться от дурных привычек», «Как воспитывать любовь к близким людям» и т. п. Интересным материалом для родительских обсуждений и размышлений могут быть детские фотографии, аудио- или видеозаписи, с помощью которых родителям предоставляется возможность взглянуть на себя глазами детей. Но, вводя этот материал, следует руководствоваться чувством такта и важнейшим принципом человеческих отношений - «не навреди».
Совместные досуги и детские праздники, в которых принимают участие дети вместе со своими родителями, способствуют закреплению и у детей, и у взрослых норм этикета - гостевого, подарочного и других его разновидностей.
Таким образом, реализация усвоения речевого этикета будет реализована если соблюдать следующие педагогические условия :
1. Использование проблемных ситуаций для закрепления и проявления усвоенных правил поведения
2. Наглядные методы не сводятся только к показу книжных иллюстраций, дидактических картин, мультфильмов и видеофильмов с поведенческой тематикой
3. Осуществление взаимодействия с семьями детей, позволяющее сохранить единство требований и преемственность общественного и семейного воспитания.
Но сами по себе они не будут решаться по выбранной проблеме, а будет эффективно если использовать их комплексно.