Марина Рукомойникова
Характеристика современной семьи с позиции реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всей жизни человек сталкивается с различными социальными институтами. И, наверное, никто не станет оспаривать, что важнейшим из них является семья.
Практически сразу после рождения маленький человечек оказывается в окружении членов своей семьи, которые вольно или невольно начинают влиять на него. Именно в эти первые дни, недели, месяцы и годы жизни ребенка происходит закладка основных черт его личности, начинает формироваться его характер. И как правило, это происходит в присутствии и под влиянием членов семьи. Семья становится для маленького человека основой его мироздания, именно к членам семьи он в первую очередь проникается особым доверием. И уже несколько позже, лишь подрастая и взрослея, ребенок позволяет другим взрослым на себя влиять. Этим объясняется сложность периода адаптации у большинства воспитанников дошкольных учреждений.
Публикация «Характеристика современной семьи с позиции реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт 2013 года предписывает дошкольной образовательной организации создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, осуществлять поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
Легко ли это реализуется на современном этапе развития нашего общества? Попробуем разобраться.
В отличие от времен СССР, современные семейные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. При возникновении конфликтов и разводов контролирующие органы вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.
Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:
• Уменьшение числа законных браков. Молодые пары всё меньше предпочитает официально оформлять свои отношения.
• Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
• Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
• Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Это обеспечивало непрерывную связь и преемственность поколений. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
Государство в настоящее время уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». Таким образом, времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.
На практике же пока все выглядит не столь благополучно. Молодые люди зачастую оказываются морально не готовы к семейным отношениям и к родительству. Это приводит к укорочению жизненного цикла семьи, большинство семей распадается уже в первые годы совместной жизни, и все большее число детей не имеют перед глазами примера нормальных, крепких отношений между родителями.
Уход от национальных традиций и активное насаждение массовой культуры западного типа, чрезмерная информатизация общества приводит к довольно серьезной разобщенности членов семьи, отсутствию непрерывного теплого межличностного общения, особенно между разными поколениями.
Все большее число молодых родителей не осознает свою ответственность за воспитание и развитие своих детей, ошибочно полагая, что образовательные учреждения могут дать все необходимое.
Исследования Марковой Татьяны Анатольевны (Маркова Т. А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования) : Татьяна Анатольевна Маркова; ГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет». – Ярославль, 2007 – 19 с.) указывают на то, что «степень вовлеченности детей и родителей весьма слабая. Детско-родительские отношения отличаются сложностью: дефицит общения, пренебрежение родительскими обязанностями, низкая психолого-педагогическая культура и т. д. Между тем, гуманистический характер детско-родительских отношений определяется состоянием супружеских отношений, сбалансированным укладом семьи и тактикой воспитания, эмоционально теплыми межпоколенными отношениями, своевременной полоролевой социализацией ребенка и др.»
В свете вышесказанного, хочется отметить, что, хотя согласно статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 44 (ред. от 07.03.2018) «родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», современная ситуация диктует необходимость всесторонней поддержки семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения. И установленное действующим ФГОС требование о вовлечении образовательными организациями родителей в образовательный процесс, направлено на исправление сложившейся ситуации.