Анастасия Разифовна Штин
День открытых дверей как форма взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия. В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие. Эта философия находит себя также в современных нормативных документах: Законе об Образовании, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Публикация «День открытых дверей как форма взаимодействия семьи и ДОО в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Многим педагогам кажется, что родители воспитанников более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Родители же зачастую перекладывают бремя ответственности за воспитание своих детей на педагогов ДОУ, но, в принципе, они готовы активно взаимодействовать с педагогом, если система взаимодействия с современными родителями выстроена грамотно.
Поэтому целью моей статьи стало – развития активности и инициативности родителей (законных представителей) в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приобщения их к воспитанию и развитию детей. Решается данная цель через постановку следующих задач:
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Активных форм взаимодействия ДОО и семьи
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Активная форма общения – форма, позволяющая учесть интересы обеих сторон и максимально задействовать их в общении.
Преимущества использования активных форм взаимодействия ДОУ и семьи неоспоримы;
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей,
- учет индивидуальности ребенка,
- родители самостоятельно смогут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- укрепление внутрисемейных связей,
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье,
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Все активные формы с родителями подразделяются на
• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные;
• традиционные и нетрадиционные.
К активным формам можно отнести : общее родительское собрание ДОУ, педагогический совет с участием родителей, родительская конференция, тематические консультации, педагогический консилиум (по утверждению некоторых современных авторов (Е. П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму, групповые собрания родителей, «Круглый стол», родительский совет (комитет) группы, открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», презентация дошкольного учреждения, клубы для родителей, вечера вопросов и ответов, «Родительский университет», исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, тренинги, дни добрых дел, посещение семьи, индивидуальные консультации, индивидуальные блокноты, праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования, совместные походы и экскурсии, благотворительный акции, анкетирование и т. д.
В своей работе я бы хотела раскрыть такую форму как «День открытых дверей», т. к. я считаю, что эта форма позволит в полном объеме познакомить родителей в целом с работой дошкольной образовательной организации и, в частности, с работой в каждой возрастной группе.
Проведенная работа по взаимодействию
ДОО и семьи в реализации ФГОС
Работа была проведена в МБДОУ «Детский сад №21» г. Александровск Пермского края
Свою работу я начала со сбора и анализа сведений о родителях и детях, изучение семей, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольной организации. Эти задачи и определяют формы и методы нашей дальнейшей работы. К ним относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.
Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты (приложение 1, предложенные родителям, были анонимными. Их заполняли все родители.
Опрос показал, что 45% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, 15% опираются на жизненный опыт и интуицию, 28% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,8%. На вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (55%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОО, определить ряд вопросов, внимательно рассмотреть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОО.
Анкетирование проводилось в преддверии мероприятия «Единого родительского дня». Формой проведения стал «День открытых дверей». В родительских уголках каждой возрастной группы и на сайте ДОУ была размещена афиша-приглашение с анонсом образовательных мероприятий. Нормативно-правовым обоснованием проведения мероприятий родительского дня является приказ заведующего. Согласно приказу был подготовлен план мероприятий. Участниками Единого родительского дня в детском саду стали 44 человека – 19 родителей (законных представителей, 15 детей, 10 сотрудников.
«День открытых дверей» начался с приветственного слова заведующего; информацию о деятельности учреждения по реализации Образовательной Программы родители получили в ходе обзорной экскурсии по детскому саду.
В рамках дня открытых дверей были предусмотрены активные формы участия родителей, образовательные мероприятия носили практико-ориентированный характер, учитывали возрастные особенности детей: группа раннего возраста: консультативный пункт «Организация игровой деятельности в условиях домашнего воспитания» с практикумом Выбор данной формы взаимодействия обоснован необходимостью обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация практикума для родителей – важная форма работы. Педагоги, работающие в группе раннего возраста, рассказали родителям, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; научили, как организовать игру ; младшая группа: творческая мастерская «Разноцветный мир» : неклассические техники рисования. Цель данного мероприятия : познакомить родителей с различными нестандартными техниками рисования и воплотить полученные знания в работе с ребенком в домашних условиях. Результатом творчества детей и родителей стал коллаж.
Средне-старшая группа: творческая мастерская «Разноцветный мир» : рисуем пластилином. Цель данного мероприятия: познакомить родителей с техникой «Пластилинография», приобщить родителей к совместному творчеству с детьми. Нарисованные картины были оформлены в мини-выставку.
Творческая мастерская предполагает неформальное общение, главное внимание здесь уделялось развитию творческих возможностей детей и родителей.
Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет участникам ощутить незабываемые, положительные эмоции.
Подготовительная группа: «Музыкальная гостиная «Мама-солнышко»».
Интересная форма работы, объединяющая взрослых и детей. Цель данного мероприятия: развитие внутрисемейных связей, эмоциональное позитивное общение в ходе совместной продуктивной деятельности по оформлению подарков.
Все образовательные мероприятия имели конкретный продукт для родителей: разработаны памятки «Музыкальное воспитание в семье», «Играй всегда, играй везде» по организации игровой деятельности в условиях домашнего воспитания (Приложение 2, рекомендации по работе в нетрадиционных техниках рисования (Приложение 3, по применению пластилинографии для развития детского творчества в домашних условиях (Приложение 4). «День открытых дверей» проводился в преддверии Всемирного дня ребенка, что стало темой завершающего мероприятия – флешмоба «Мы вместе!».
В ходе данного мероприятия мне удалось наблюдать за активностью родителей в предложенных им видах деятельности. Из своих наблюдений я могу сделать выводы, что не все родители проявляют активное желание действовать совместно с педагогом, но в процессе более тесного общения с педагогом и сотрудниками ДОО родители стали проявлять более повышенный интерес к воспитательно - образовательному процессу и жизни детского сада.
Заключение.
С целью эффективного решения задачи взаимодействия семьи и ДОО, администрации ДОО, да и воспитателям необходимо проводить анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Таким образом, использование активных и разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даст положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ докажут родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволит организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Список используемых источников
1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -2014.-№2.-С. 4-17.
2. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : Линка – Пресс, 2004. - 208с.
3. Веретенникова Т. С., Зиновьева О. Н. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 833-835.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст] : Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2012. – 120 с.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст] : Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.