Надежда Жиркова
Содержание и технологии реализации ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии
Еще в 2008 году президент РФ Владимир Владимирович Путин сказал важные сова для нашего общества: «Будущее России, наши успехи - зависят от образования и здоровья людей. От их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии».
Публикация «Содержание и технологии реализации ФГОС ноо» размещена в разделах
Такие требования к современному образованию побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению. Данную задачу можно решить, применяя на уроке современные обучающие технологии, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повышающие творческую активность учащихся.
В практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы :
Информационно-коммуникационные технологии
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
Исследовательские методы в обучении
Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося. Проще говоря: нужно создать ребёнку проблему, которую он сможет решить, только полагаясь на себя. Таким образом, он поймет, что в жизни часто возникают ситуации, из которых можно выйти победителем, только владея определенными навыками.
С детскими проектами выступаем не только на школьном и районном уровне, но и в таких городах, как Серов. В 2015 году мы стали участниками конкурса «Я - исследователь» в городе Верхотурье с проектом «Мой первый аквариум».
Именно поэтому проектную методику зачастую преподносят, как технологию и проблемного обучения в начальной школе.
Чтобы её использовать, рекомендуется научить школьника строить гипотезы, находить способы проверки выполненных действий, проводить опыты и эксперименты, чтобы доказать верность своих решений. Проблемную ситуацию на уроке создают с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении.
Например, викторины, часы занимательной математики, КВНы. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т. е. хотеть, любить и уметь учиться. Основной путь направлен на формирование знаний, умений и навыков не большим количеством упражнений или заданий, а самостоятельным добыванием новых знаний всем классом. Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное. Одной из форм развивающего обучения это интегрированные уроки. В своей работе применяю эту технологию довольно часто. Были даны открытые уроки «Игры юных олимпийцев», «Витамины и мы», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и многие другие.
В качестве примера, приведу урок окружающего мира и физической культуры на тему «Русские народные традиции». На уроке дети узнали об обычаях и традициях русского народа, о празднике «Вербное воскресенье», познакомились с народными играми, разыгрывались сценки. Урок вызвал эмоциональный отклик у детей на весенние проявления природы, было создано веселое праздничное настроение.
Благодаря интеграции урока окружающий мир с уроком физической культуры активно используются здоровьесберегающие технологии. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей, ведь толькоздоровый ученик – успешный ученик.
Поэтому для укрепления здоровья детей ежегодно проводятся туристические слёты, походы, экскурсии на природу. Из природного материала, который они собирают на экскурсиях и в походах, дети делают поделки на уроках технологии. Общение с природой обогащает психику ребенка, совершенствует его эстетический вкус, умение чувствовать красоту, способствует физической закалке.
Также организуются поездки для активного время препровождения. Такие как игра в лазертаг, посещение бассейна и аквапарка, игры на свежем воздухе – например, праздник Масленица, веселый старты, Богатырские игры.
Также в практике активно применяю музейную педагогику.
Образовательная система, в которой взаимосвязаны различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: экспедиции, встречи, поисково-исследовательские конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, где совершенно обоснованным и закономерным является использование современных педагогических технологий - это и есть современная школа. При изучении курса Литературное чтение, знакомясь с новыми писателями, поэтами, совместно с нашей библиотекой мы проводим библиотечные уроки, дни детской книги. На таких уроках дети более раскованы, им проще воспринимать информацию, формировать и обосновывать собственное мнение. Благодаря таким урокам дети активно принимают участие в различных викторинах, конкурсах. Например, ученик в 2014 году занял 1 место в конкурсе посвященному писательнице Астрит Лингренд и ездил на встречу с представителями Швеции в город Екатеринбург, где его наградили грамотой и памятным подарком.
Музейная деятельность является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, включается в план учебно-воспитательной работы школы и выходит за рамки школьной жизни, таким образом, музей становится центром просветительской деятельности, как в школе, так и вне ее.
Изучая по окружающему миру историю родного края, для лучшего понимания материала очень помогают экскурсии в краеведческие музеи, такие как музей поселка Лобва, города Серова, поселков Висим и Черноисточинск. При изучении раздела Великая Отечественная война для развития гордости за Отчизну и патриотизма были организованны экскурсии в школьный музей, где оформлены стенды про наших земляков, участников войн.
А также посещение Музея бронетанковой техники в г. Нижний Тагил. Планируем посещение Музея военной техники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма. Использование музейной технологии дает возможность проявиться в душе ребенка чувству благодарности защитникам Родины, чувству ответственности за происходящее вокруг, чувству доброты.
Во время поездок очень часто детьми изучаются мастер-классы. Те теоретические знания, которые получены на уроках Технологии и Изобразительного искусства ими активно применяются во время мастер классов. Например, виды петель, приемы фиксирования нити, приемы плетения и другое.
В поселке Таволга на гончарной фабрике вспоминали технику лепки из глины, ее особенности.
Хочу отметить, что чаще всего удачные формы обучения имеют комплексный характер. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог комплексно используетинновационные технологии, а не отдельно какую-то одну технологию или приём.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении, повышают познавательный интерес к предметам.