Анна Ноздрина
Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную познавательную ценность по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста имеет сказка. На это указывали многие педагоги-писатели: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. И. Чуковский, педагоги А. П. Усова, В. А. Сухомлинский [6].
Л. Б. Фесюкова является ведущим специалистом в области работы со сказкой, она разработала универсальную методику занятий с использованием сказочного материала, которая развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготавливать их к школе [45]
Публикация «Характеристика сказок по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказка - имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета, который отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.
Временные представления детей развиваются в разнообразной деятельности - в наблюдениях на экскурсиях и прогулках в ходе утренней гимнастики, музыкальных, физкультурных занятий, разнообразных игр. Одним из наиболее действенных средств развития временных представлений является сказка.
При использовании сказок в процессе обучения основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Разрабатывая сказку, отмечает в своей работе Н. Я Большунова, необходимо помнить, что она ни в коем случае не должна редуцироваться до уровня дидактического средства. Сказка должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством [8]
Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, каждый из них стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
Неоценимо значение сказок в процессе формирования элементарных математических представлений. Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. М. Леушина и др.) [29,43] неоднократно говорили о возможностях фольклора, о его педагогическом и дидактическом потенциале. Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели.
Для детей среднего дошкольного возраста более характерны и интересны волшебные сказки в основе, которых лежит чудесный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (временными отрезками) дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся. Не только скорость процесса реальна, но и сам его характер : например из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка» [46]
Книга Шорыгиной Т. А. «Точные сказки» посвящены времени. В них рассказывают о способах измерения времени : годе, месяце, неделе, сутках, часах, минутах и секундах; о приборах, измеряющих время, - часах, о календарях, с помощью которых отмечают дни в году. Сказки помогают закрепить и углубить знания о временных изменениях, помогут расширить представление об окружающем мире, научат пользоваться календарями и часами [51].
Большунова Н. Я. в своей работе при разработке сценариев занятий осуществила модификацию русских народных сказок, некоторых авторских сказок, использовались мотивы сказок других народов, ряд сказок и историй сочинялись специально для целей обучения. В сценариях занятий, последовательно представлен материал по развитию временных представлений, при этом, практически, все занятия являются комплексными. Разрабатывая сценарии занятий, отмечает в своей работе Большунова Н. Я., необходимо помнить, что сказка ни в коем случае не должна редуцироваться до уровня дидактического средства. Она должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством [7]. В своем учебном пособии Большунова Н. Я. представила некоторые пояснения к программе развития временных представлений у дошкольников. Таким образом, Большунова Н. Я. показала, каким образом сказка может использоваться на занятии, разработав конспекты занятий с использованием разнообразных сказок, показала большой потенциал использования сказки для развития у детей представлений о времени [8].
Для закрепления знаний о частях суток и временах года всказках в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.
При чтении сказок целесообразно обращать внимание детей на время, когда происходит действие. С этой целью полезно после чтения произведения задать несколько уточняющих вопросов. Так, после чтения сказки Н. Подлесова «Трусливый огурчик» детей можно спросить : «О какой части суток не говорится в сказке?». После чтения «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака напрашивается вопрос: «Когда мышка пела песенку своему мышонку» (Ночью.)
Прочтение сказки «Про вчерашний день» Е. Ильина может сопровождаться вопросами: «О чем эта сказка?», «Что в сказке сказочное, а что настоящее?», «Как назывался день, который искал Сережа?», «Почему Сережа его чуть не потерял?», «Можно ли вернуть дни, которые прошли?» [36].
Время в сказке ощущается и героями, и рассказчиком, и слушателем. Также сказка. В сказке «Чудесная рубашка» («Ф – у,- говорит, - как я долго спал»); в сказке «О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» («Как долго я спал»); в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» («Ах, как я долго спал!»). А сколько герой проспал, он узнает от своих чудесных помощников.
Также прослеживается в сцене погони царя Морского за Иваном-царевичем («Царь Морской и Василиса Премудрая»). Здесь видим своеобразное перемещение героя в сказочном пространстве. Вот один из фрагментов этой сказки : «Воротилась погоня назад. Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видели только пастух овечку пасет. Что же не хватали, ведь это они были,- закричал морской царь и послал новую погоню. Иван-царевич давным-давно скачет на борзых конях».
Существует немало сказок, в которых используются временные понятия и характеристики :
Название сказки, автор Цель сказки
Русско-народная «Репка»,
К. Чуковский «Федорино горе» Знакомство с понятиями «раньше», «позже», «перед», «за»
Русско-народная «Колобок»,
Русско-народная «Курочка ряба»,
М. Беляевой «Кто будит петуха?»,
А. Милн «Вини Пух»,пер. с англ. Б. Заходера,
Т. Ерофеев «В гостях у гнома – часовщика»,
Братья Гримм «Бременские музыканты»
Сказка «Четыре лебедя» (Т. А. Шорыгина «Точные сказки») Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро
Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (главы из книги,
Д. Самойлов «У слоненка день рождения»,
К. Чуковский «Телефон»,
«Три поросенка», пер. С. Михалкова,
Н. Подлесова «Трусливый огурчик», «Про вчерашний день» Е. Ильина Знакомство детей с временными наречиями «вчера», «сегодня», «завтра»
М. Беляевой «Кто будит петуха?», «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака
Знакомство с частями суток, с тем, что делают животные в разные части суток, как они чувствуют время
«Заяц – хваста», «Лисичка - сестричка и серый Волк», «Зимовье зверей», «Рукавичка» Закрепить знания о временах года : зима, весна, лето, осень
Сказка на развитие временных представлений используется на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок, при повторении или закреплении изученной темы. А также сказка и ее элементы должны быть включены в режимные моменты (на прогулке, перед сном, в самостоятельную деятельность детей и т. д). Такое включение сказки в занятия и в не его позволит эффективнее воздействовать на развитие временных представлений детей и повысит их актуальный уровень развития.
Таким образом, сказка является эффективным средством формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста, т. к. они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблем, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.