МААМ-картинки

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога

Раиса Кузнецова
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Сведения о профессиональном образовании

и дополнительном образовании

Я, Кузнецова Раиса Владимировна имею высшее педагогическое образование. В 2012 году окончила Тюменский государственный университет, где мне была присвоена квалификация педагог-психолог по специальности «Педагогика и психология». Общий стаж работы составляет 6 лет, 6 месяцев. Опыт профессиональной деятельности: сентябрь-октябрь 2011 года – лаборант-исследователь в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»; июнь-август 2011 года, июль 2010 года – педагог-психолог в АНО ДООЦ «Алые паруса»; октябрь 2012 - август 2013 года – педагог-психолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; сентябрь 2013 – ноябрь 2016 г. – учитель-дефектолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; декабрь 2016 – по настоящее время – педагог-психолог в МАДОУ д/с №3 города Тюмени. Таким образом, стаж работы в данном учреждении составляет 2 года и 2 месяца. С декабря 2018 года имею первую квалификационную категорию.

Публикация «Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога» размещена в разделах

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, требования к которому установлены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусматривает активное участие педагога-психолога при решении проблем развития и воспитания различных категорий детей в различные периоды дошкольного детства, что, в свою очередь, предполагает постоянное повышение уровня профессиональной подготовки педагога - психолога. Я реализую данное требование через курсы повышения квалификации: в 2014 году в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на тему: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (72 часа); в 2017 году в ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» на тему: «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации (ДОУ)» (28 часов).

Так же, регулярно посещаю семинары, конференции, мастер-классы по плану Муниципального автономного образовательного учреждения «Информационно-методический центр» города Тюмени для увеличения своих знаний и получения дополнительного опыта работы, знакомства с новыми техниками, методами приемами в работе педагога-психолога. Подобные встречи, получение необходимой для меня информации, овладение новыми навыками в работе положительно влияют на продуктивность моей деятельности.

Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и т.д.

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития. Данные требования реализуются мной через создание соответствующей образовательной среды во время коррекционной работы, активное взаимодействие с воспитателями и родителями воспитанников.

Для этого были разработаны и реализованы такие кратковременные проекты, как: «Неделя добра», «Семейные традиции», «В мире чувств и эмоций». Данная форма работы в моем детском саду имеет положительный отклик, как у педагогов, так и у родителей воспитанников.

Регулярно создаю для психологического просвещения педагогов и родителей буклеты и памятки на такие темы как: «Психологические особенности возраста», «Развитие внимания, памяти, мышления у дошкольников», «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Агрессивные дети», «Гиперактивный ребенок», «Тревожные дети», «Важность семейного воспитания», и многое другое.

Для эмоционального развития дошкольников мной самостоятельно подготовлен ряд дидактических пособий: «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию», «Куб настроения», «Где живут эмоции!».

В построении коррекционно-развивающей работы с детьми я учитываю особенности возрастного и психофизического развития, анализирую возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения. Активно практикую в своей работе техники песочной терапии. В связи с этим, мной была разработана и на данный момент апробируется авторская модифицированная программа «Песочная фантазия». Ожидаемый результат – это повышение уверенности в себе у воспитанников, снижение тревожности и психофизического напряжения, улучшение взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок», улучшение эмоционального состояния, развитие мелкой моторики.

Обобщённые итоги профессиональной деятельности

за последние 3 года

Реализация модели психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса позволяют построить работу таким образом, чтобы не только корректировать нарушения в развитии воспитанников, а также раскрыть их потенциал, что находит подтверждение в положительной динамике на конец учебного года и по итогам завершения коррекционно-развивающих занятий. Работа ведется мной в трех направлениях: коррекция негативных эмоциональных проявлений, коррекция поведенческих нарушений, развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.

Эффективность работы представлена в таблице.

Ежемесячно мной организуются встречи с родителями воспитанников для решения возникающих вопросов воспитания, психолого-педагогического просвещения, получения опыта взаимодействия с детьми. Темы встреч подбираю достаточно актуальные, выбранные из наиболее часто задаваемых родителями запросов.

Таким образом, в 2017 году были проведены следующие мероприятия с родителями воспитанников:

• Практическое занятие на тему: «Страхи – это серьезно».

• Практическое занятие на тему: «Мир чувств – мир гармонии» .

• Групповая консультация на тему: «Вопросы адаптации ребенка к условиям ДОУ».

• Семинар-практикум на тему: «Психологическая безопасность дошкольников».

• Тренинговое занятие на тему: «Радость воспитания».

• Практическое занятие на тему: «По тропинке в школу за руку пойдем».

• Мини-тренинг на тему: «Скоро, скоро в первый класс!».

В 2018 году количество подобных встреч увеличилось. Были проведены мероприятия:

• Семинар-практикум на тему: «Детская агрессия: причины, последствия, пути коррекции».

• Консультация на тему: «Зачем ребенку самостоятельность!».

• Практическое занятие на тему: «Мой ребенок – моя ценность».

• Тренинговое занятие на тему: «Ждет нас школа впереди!».

• Практическое занятие на тему: «Эмоции в жизни ребенка».

• Практикум на тему: «Детские капризы и истерики».

• Семинар-практикум на тему: «У каждого семья своя!».

• Групповая консультация на тему: «Адаптация к условиям детского сада: проблемы и пути их решения».

• Семинар-практикум на тему: «Как помочь тревожному ребенку».

• Тренинговое занятие на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания».

Меня очень радует то, что родители охотно посещают мои мероприятия, активно задают вопросы, получают на них ответы, рекомендации. Увеличивается и количество родителей на занятиях. Повышается число индивидуальных консультаций. Если на 2017 год их составляло 57, то уже в 2018 году мной было проведено 73 индивидуальные консультации. Основные темы запросов это: агрессивность, гиперактивность, тревожность, страхи, поведенческие нарушения, развитие мыслительных процессов. Данные представлены без учета консультаций по результатам диагностики.

Я стараюсь способствовать активному психологическому просвещению воспитателей в детском саду. Особое внимание в своей работе уделяю так же и психологическому здоровью самих педагогов и коллектива в целом. Групповые встречи с педагогами я провожу раз в месяц. В 2017 году мной были организованны следующие мероприятия:

• Круглый стол на тему: «Учимся чувствовать и понимать».

• Практикум на тему: «Песочная терапия – средство укрепления психологического здоровья дошкольника».

• Практическое занятие на тему: «Учимся управлять собой – техники саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях».

• Мини-тренинг на тему: «Тропинки к своему Я».

• Мини-тренинг на тему: «Как многое успеть».

• Мини-тренинг на тему: «Эмоциональное выгорание. Как с ним бороться?».

• Семинар-практикум на тему: «Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ».

• Консультация на тему: «Если в группе агрессивный ребенок».

• Тренинговое занятие на тему: «Эмоциональное развитие дошкольника».

• Школа общения на тему: «Что должен знать взрослый для эффективного общения с ребенком».

В 2018 году проведены следующие мероприятия:

• Семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребенок в группе».

• Консультация на тему: «Влияние стереотипов и установок на личность педагога».

• Тренинговое занятие на тему: «В стране одаренных детей».

• Школа общения на тему: «Конфликты в образовательной среде».

• Практическое занятие на тему: «День психологической разгрузки».

• Консультация на тему: «Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии».

• Консультация на тему: «Особенности работы с тревожными детьми».

• Практическое занятие на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети».

• Семинар-практикум на тему: «Эмоциональная перегрузка дошкольников: признаки и способы коррекции».

• Школа общения на тему: «Педагог и ребенок: барьеры в общении».

В своей работе с педагогами часто необходимую информацию предоставляю в виде буклетов, памяток, брошюр, письменных рекомендаций.

Педагоги активно посещают и индивидуальные консультации. Наиболее распространенные темы запроса это: как работать с детьми ОВЗ, поведенческие нарушения, вопросы развития воспитанников, работа со своим эмоциональным состоянием.

Опытом своей работы я с удовольствием делюсь с коллегами на мероприятиях городского и регионального уровня:

• Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников через игры социально-личностной направленности» в рамках стажёрской площадка по реализации ФГОС ДО по теме: «Интеграция образовательных областей в условиях реализации задач по формированию словаря детей 3-4 лет» на базе МАДОУ д/с №3, январь 2017 года.

• Развивающее занятие для детей старшего возраста на тему «Путешествие в песочную страну», семинар-практикум для педагогов на тему: «У страха глаза велики» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2017 года.

• Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста на тему: «В гостях у феи настроения», практикум для педагогов на тему: «Развитие волевой сферы дошкольников как залог успешного обучения в школе» в рамках образовательной сессии «Современные педагогические технологии социально-личностного развития старших дошкольников» на базе МАДОУ д/с №3, сентябрь 2017 года.

• Мастер-класс на тему: «Я будущая мама» в рамках городского мастер-класс «Я – мама» на базе МАОУ СОШ №5 города Тюмени, февраль 2018 года.

• Развивающее занятие для детей среднего возраста на тему: «Путешествие капельки» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2018 года.

• Тренинг для педагогов на тему: «Мандала-терапия в работе с педагогами, как способ оптимизации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» в рамках практико-ориентированного семинара «Повышение психологической компетентности педагогов. Тренинг для педколлектива, направленный на оптимизацию педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» на базе МАОУ СОШ №25, ноября 2019 года.

• Проведение мастер-класса на тему: ««Эмоции в красках» в рамках V Областного форума «Большая перемена», 2017 год.

Анализируя проведенную работу за последние два года, можно сделать вывод, что мне удается достаточно успешно повышать уровень психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Вовремя замечать, диагностировать нарушения в развитии, поведении у воспитанников, подбирать необходимые методы, формы, приемы работы с такими детьми и проводить соответствующие коррекционно-развивающие мероприятия.

Перечень применяемых психолого-педагогических технологий,

методик, программ.

Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. В своей работе я использую целый следующие методы: наблюдение, опрос, психодиагностические тесты, методы коррекции и развития. Диагностика для меня - это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Для психологической диагностики используется стандартизированные диагностические методики по направлениям:

1. Исследование психических процессов.

Восприятие: методика «Разрезные картинки» (А. Н. Бернштейн, «Включение в ряд», «Пирамидка» А. Л. Венгера.

Внимание: «Корректурная проба» (тест Бурдона); методика «Домик» (Д. Б. Эльконин, Н. И. Гудкина).

Память: методики "10 картинок" и «10 слов» (А. Р. Лурия); методика «Узнай фигуру» (А. Н. Бернштейн).

Мышление: методика «Конструирование по образцу» (Т. В. Лаврентьева); методика «Четвертый лишний» (Савинкова); методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); методика «Свободная классификация» (А. Л. Венгер).

2. Исследование эмоциональной сферы детей:

«Несуществующее животное» Дукаревич; «Цветовой тест М. Люшера» в модификации А. И. Юрьева; методика «Лесенка» (изучение самооценки) - В. Г. Щур, С. Г. Якобсон; методика «Интервью» (изучение страхов) А. И. Захарова.

3. Исследование межличностных отношений детей со сверстниками и семейных взаимоотношений:

Методика «Домики» (Я. Л Коломинский, Н. А Березовина); «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, С. Д. Рейндольс, Г. Хаментаускас).

В работе с педагогами использую следующие диагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко); анкета «Психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, К. С. Старченкова); «Стиль педагогического общения» (Р. В. Овчарова); методика «Общий уровень общительности» (В. Ф. Ряховский).

Основная цель коррекционной работы - способствовать успешному психическому развитию ребенка. В работе с детьми для себя выделяю игровую технологию и методы песочной терапии. Игра и игрушки это естественная, привычная среда развития, воспитания, обучения для ребенка. Зачастую то, что ребенку трудно выразить словами, он выражает это посредством собственной игры. Что позволяет решать следующие задачи: психокоррекция, психопрофилактика, развитие и гармонизация личности ребенка, способствование улучшению психологического климата в семье.

При построении коррекционно-развивающей работы опираюсь на программу социально - личностного развития "Я, Ты, Мы" Князевой О. Л, Стеркиной Р. Б. Так как образовательный процесс МАДОУ д/с №3 основывается именно на данной программе. Так же использую в своей работе следующие программы:«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е. А. ; «В мире детских эмоций» Т. А. Данилина, В. Е. Зедгенидзе, М. М. Степина; «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» Л. И. Катаева; «Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» Л. М. Костина; «Цветик – семицветик» программа психологических занятий с дошкольниками Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева; «Разгадай тайну песочной страны» коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке Ю. Шиманович.

Работая педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении, я получаю, несомненно, огромное удовольствие. У меня есть возможность помогать людям, видеть положительный результат своей деятельности, открывать новые границы в познании и развитии. Моя профессия интересна, многогранна, уникальна. Я имею множество вариантов для саморазвития, самореализации. Особенно важно то, что я ни разу не усомнилась в правильности выбора своего рода деятельности, для меня педагогика и психология это не просто работа, это образ жизни.

Публикации по теме:

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога Деятельность педагогов высоко оценивается в человеческом обществе, так было всегда. Главным предназначением педагога является приобщение.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.

Беседа педагога — психолога с молодыми специалистами «Личность педагога» В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно.

Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Деловая игра для педагогов «Кодекс профессиональной этики педагога» Цель: Знакомство педагогических работников дошкольного образовательного.

Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Волшебный кубик» Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группе «Волшебный кубик» Цель: развитие и коррекция.

Консультация для педагогов «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности» В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Консультация «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования» Упражнение «Аплодисменты» Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому.

Совместные занятия педагога-психолога и педагога по ИЗО — деятельности для группы компенсирующей направленности Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо - деятельности для группы компенсирующей направленности Тема занятия «Осенний пейзаж».

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста..

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога
Опубликовано: 28 января 2019 в 09:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД