Раиса Кузнецова
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Сведения о профессиональном образовании
и дополнительном образовании
Я, Кузнецова Раиса Владимировна имею высшее педагогическое образование. В 2012 году окончила Тюменский государственный университет, где мне была присвоена квалификация педагог-психолог по специальности «Педагогика и психология». Общий стаж работы составляет 6 лет, 6 месяцев. Опыт профессиональной деятельности: сентябрь-октябрь 2011 года – лаборант-исследователь в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»; июнь-август 2011 года, июль 2010 года – педагог-психолог в АНО ДООЦ «Алые паруса»; октябрь 2012 - август 2013 года – педагог-психолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; сентябрь 2013 – ноябрь 2016 г. – учитель-дефектолог в МАОУ СОШ №4 города Ишима; декабрь 2016 – по настоящее время – педагог-психолог в МАДОУ д/с №3 города Тюмени. Таким образом, стаж работы в данном учреждении составляет 2 года и 2 месяца. С декабря 2018 года имею первую квалификационную категорию.
Публикация «Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, требования к которому установлены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусматривает активное участие педагога-психолога при решении проблем развития и воспитания различных категорий детей в различные периоды дошкольного детства, что, в свою очередь, предполагает постоянное повышение уровня профессиональной подготовки педагога - психолога. Я реализую данное требование через курсы повышения квалификации: в 2014 году в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на тему: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (72 часа); в 2017 году в ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» на тему: «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации (ДОУ)» (28 часов).
Так же, регулярно посещаю семинары, конференции, мастер-классы по плану Муниципального автономного образовательного учреждения «Информационно-методический центр» города Тюмени для увеличения своих знаний и получения дополнительного опыта работы, знакомства с новыми техниками, методами приемами в работе педагога-психолога. Подобные встречи, получение необходимой для меня информации, овладение новыми навыками в работе положительно влияют на продуктивность моей деятельности.
Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и т.д.
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития. Данные требования реализуются мной через создание соответствующей образовательной среды во время коррекционной работы, активное взаимодействие с воспитателями и родителями воспитанников.
Для этого были разработаны и реализованы такие кратковременные проекты, как: «Неделя добра», «Семейные традиции», «В мире чувств и эмоций». Данная форма работы в моем детском саду имеет положительный отклик, как у педагогов, так и у родителей воспитанников.
Регулярно создаю для психологического просвещения педагогов и родителей буклеты и памятки на такие темы как: «Психологические особенности возраста», «Развитие внимания, памяти, мышления у дошкольников», «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Агрессивные дети», «Гиперактивный ребенок», «Тревожные дети», «Важность семейного воспитания», и многое другое.
Для эмоционального развития дошкольников мной самостоятельно подготовлен ряд дидактических пособий: «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию», «Куб настроения», «Где живут эмоции!».
В построении коррекционно-развивающей работы с детьми я учитываю особенности возрастного и психофизического развития, анализирую возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения. Активно практикую в своей работе техники песочной терапии. В связи с этим, мной была разработана и на данный момент апробируется авторская модифицированная программа «Песочная фантазия». Ожидаемый результат – это повышение уверенности в себе у воспитанников, снижение тревожности и психофизического напряжения, улучшение взаимоотношений в системе «ребенок-ребенок», улучшение эмоционального состояния, развитие мелкой моторики.
Обобщённые итоги профессиональной деятельности
за последние 3 года
Реализация модели психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса позволяют построить работу таким образом, чтобы не только корректировать нарушения в развитии воспитанников, а также раскрыть их потенциал, что находит подтверждение в положительной динамике на конец учебного года и по итогам завершения коррекционно-развивающих занятий. Работа ведется мной в трех направлениях: коррекция негативных эмоциональных проявлений, коррекция поведенческих нарушений, развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.
Эффективность работы представлена в таблице.
Ежемесячно мной организуются встречи с родителями воспитанников для решения возникающих вопросов воспитания, психолого-педагогического просвещения, получения опыта взаимодействия с детьми. Темы встреч подбираю достаточно актуальные, выбранные из наиболее часто задаваемых родителями запросов.
Таким образом, в 2017 году были проведены следующие мероприятия с родителями воспитанников:
• Практическое занятие на тему: «Страхи – это серьезно».
• Практическое занятие на тему: «Мир чувств – мир гармонии» .
• Групповая консультация на тему: «Вопросы адаптации ребенка к условиям ДОУ».
• Семинар-практикум на тему: «Психологическая безопасность дошкольников».
• Тренинговое занятие на тему: «Радость воспитания».
• Практическое занятие на тему: «По тропинке в школу за руку пойдем».
• Мини-тренинг на тему: «Скоро, скоро в первый класс!».
В 2018 году количество подобных встреч увеличилось. Были проведены мероприятия:
• Семинар-практикум на тему: «Детская агрессия: причины, последствия, пути коррекции».
• Консультация на тему: «Зачем ребенку самостоятельность!».
• Практическое занятие на тему: «Мой ребенок – моя ценность».
• Тренинговое занятие на тему: «Ждет нас школа впереди!».
• Практическое занятие на тему: «Эмоции в жизни ребенка».
• Практикум на тему: «Детские капризы и истерики».
• Семинар-практикум на тему: «У каждого семья своя!».
• Групповая консультация на тему: «Адаптация к условиям детского сада: проблемы и пути их решения».
• Семинар-практикум на тему: «Как помочь тревожному ребенку».
• Тренинговое занятие на тему: «Поощрение и наказание в процессе воспитания».
Меня очень радует то, что родители охотно посещают мои мероприятия, активно задают вопросы, получают на них ответы, рекомендации. Увеличивается и количество родителей на занятиях. Повышается число индивидуальных консультаций. Если на 2017 год их составляло 57, то уже в 2018 году мной было проведено 73 индивидуальные консультации. Основные темы запросов это: агрессивность, гиперактивность, тревожность, страхи, поведенческие нарушения, развитие мыслительных процессов. Данные представлены без учета консультаций по результатам диагностики.
Я стараюсь способствовать активному психологическому просвещению воспитателей в детском саду. Особое внимание в своей работе уделяю так же и психологическому здоровью самих педагогов и коллектива в целом. Групповые встречи с педагогами я провожу раз в месяц. В 2017 году мной были организованны следующие мероприятия:
• Круглый стол на тему: «Учимся чувствовать и понимать».
• Практикум на тему: «Песочная терапия – средство укрепления психологического здоровья дошкольника».
• Практическое занятие на тему: «Учимся управлять собой – техники саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях».
• Мини-тренинг на тему: «Тропинки к своему Я».
• Мини-тренинг на тему: «Как многое успеть».
• Мини-тренинг на тему: «Эмоциональное выгорание. Как с ним бороться?».
• Семинар-практикум на тему: «Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ».
• Консультация на тему: «Если в группе агрессивный ребенок».
• Тренинговое занятие на тему: «Эмоциональное развитие дошкольника».
• Школа общения на тему: «Что должен знать взрослый для эффективного общения с ребенком».
В 2018 году проведены следующие мероприятия:
• Семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребенок в группе».
• Консультация на тему: «Влияние стереотипов и установок на личность педагога».
• Тренинговое занятие на тему: «В стране одаренных детей».
• Школа общения на тему: «Конфликты в образовательной среде».
• Практическое занятие на тему: «День психологической разгрузки».
• Консультация на тему: «Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии».
• Консультация на тему: «Особенности работы с тревожными детьми».
• Практическое занятие на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети».
• Семинар-практикум на тему: «Эмоциональная перегрузка дошкольников: признаки и способы коррекции».
• Школа общения на тему: «Педагог и ребенок: барьеры в общении».
В своей работе с педагогами часто необходимую информацию предоставляю в виде буклетов, памяток, брошюр, письменных рекомендаций.
Педагоги активно посещают и индивидуальные консультации. Наиболее распространенные темы запроса это: как работать с детьми ОВЗ, поведенческие нарушения, вопросы развития воспитанников, работа со своим эмоциональным состоянием.
Опытом своей работы я с удовольствием делюсь с коллегами на мероприятиях городского и регионального уровня:
• Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников через игры социально-личностной направленности» в рамках стажёрской площадка по реализации ФГОС ДО по теме: «Интеграция образовательных областей в условиях реализации задач по формированию словаря детей 3-4 лет» на базе МАДОУ д/с №3, январь 2017 года.
• Развивающее занятие для детей старшего возраста на тему «Путешествие в песочную страну», семинар-практикум для педагогов на тему: «У страха глаза велики» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2017 года.
• Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста на тему: «В гостях у феи настроения», практикум для педагогов на тему: «Развитие волевой сферы дошкольников как залог успешного обучения в школе» в рамках образовательной сессии «Современные педагогические технологии социально-личностного развития старших дошкольников» на базе МАДОУ д/с №3, сентябрь 2017 года.
• Мастер-класс на тему: «Я будущая мама» в рамках городского мастер-класс «Я – мама» на базе МАОУ СОШ №5 города Тюмени, февраль 2018 года.
• Развивающее занятие для детей среднего возраста на тему: «Путешествие капельки» в рамках ГНОД "Здоровое лето в детском саду" на базе МАДОУ д/с №3, июль 2018 года.
• Тренинг для педагогов на тему: «Мандала-терапия в работе с педагогами, как способ оптимизации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» в рамках практико-ориентированного семинара «Повышение психологической компетентности педагогов. Тренинг для педколлектива, направленный на оптимизацию педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС» на базе МАОУ СОШ №25, ноября 2019 года.
• Проведение мастер-класса на тему: ««Эмоции в красках» в рамках V Областного форума «Большая перемена», 2017 год.
Анализируя проведенную работу за последние два года, можно сделать вывод, что мне удается достаточно успешно повышать уровень психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Вовремя замечать, диагностировать нарушения в развитии, поведении у воспитанников, подбирать необходимые методы, формы, приемы работы с такими детьми и проводить соответствующие коррекционно-развивающие мероприятия.
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий,
методик, программ.
Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. В своей работе я использую целый следующие методы: наблюдение, опрос, психодиагностические тесты, методы коррекции и развития. Диагностика для меня - это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Для психологической диагностики используется стандартизированные диагностические методики по направлениям:
1. Исследование психических процессов.
Восприятие: методика «Разрезные картинки» (А. Н. Бернштейн, «Включение в ряд», «Пирамидка» А. Л. Венгера.
Внимание: «Корректурная проба» (тест Бурдона); методика «Домик» (Д. Б. Эльконин, Н. И. Гудкина).
Память: методики "10 картинок" и «10 слов» (А. Р. Лурия); методика «Узнай фигуру» (А. Н. Бернштейн).
Мышление: методика «Конструирование по образцу» (Т. В. Лаврентьева); методика «Четвертый лишний» (Савинкова); методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); методика «Свободная классификация» (А. Л. Венгер).
2. Исследование эмоциональной сферы детей:
«Несуществующее животное» Дукаревич; «Цветовой тест М. Люшера» в модификации А. И. Юрьева; методика «Лесенка» (изучение самооценки) - В. Г. Щур, С. Г. Якобсон; методика «Интервью» (изучение страхов) А. И. Захарова.
3. Исследование межличностных отношений детей со сверстниками и семейных взаимоотношений:
Методика «Домики» (Я. Л Коломинский, Н. А Березовина); «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, С. Д. Рейндольс, Г. Хаментаускас).
В работе с педагогами использую следующие диагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко); анкета «Психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, К. С. Старченкова); «Стиль педагогического общения» (Р. В. Овчарова); методика «Общий уровень общительности» (В. Ф. Ряховский).
Основная цель коррекционной работы - способствовать успешному психическому развитию ребенка. В работе с детьми для себя выделяю игровую технологию и методы песочной терапии. Игра и игрушки это естественная, привычная среда развития, воспитания, обучения для ребенка. Зачастую то, что ребенку трудно выразить словами, он выражает это посредством собственной игры. Что позволяет решать следующие задачи: психокоррекция, психопрофилактика, развитие и гармонизация личности ребенка, способствование улучшению психологического климата в семье.
При построении коррекционно-развивающей работы опираюсь на программу социально - личностного развития "Я, Ты, Мы" Князевой О. Л, Стеркиной Р. Б. Так как образовательный процесс МАДОУ д/с №3 основывается именно на данной программе. Так же использую в своей работе следующие программы:«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е. А. ; «В мире детских эмоций» Т. А. Данилина, В. Е. Зедгенидзе, М. М. Степина; «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» Л. И. Катаева; «Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» Л. М. Костина; «Цветик – семицветик» программа психологических занятий с дошкольниками Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева; «Разгадай тайну песочной страны» коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке Ю. Шиманович.
Работая педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении, я получаю, несомненно, огромное удовольствие. У меня есть возможность помогать людям, видеть положительный результат своей деятельности, открывать новые границы в познании и развитии. Моя профессия интересна, многогранна, уникальна. Я имею множество вариантов для саморазвития, самореализации. Особенно важно то, что я ни разу не усомнилась в правильности выбора своего рода деятельности, для меня педагогика и психология это не просто работа, это образ жизни.