Юлия Потапова
Характеристика и структура образовательной ситуации в процессе образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Главной формой организации деятельности и единицей педагогического процесса является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей – как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Преимущество ситуационного подхода заключается в том, что он позволяет не только решать образовательные задачи в специально планируемом и организованном взаимодействии педагога с ребенком, но и использовать в образовательных целях любую жизненную ситуацию.
Публикация «Характеристика и структура образовательной ситуации в процессе образовательной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Образовательная ситуация может являться формой организованной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества [11].
В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет имитационно-игровые, реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Имитационно-игровые ситуации позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся знания, отработать различные навыки; к ситуациям условно-вербального характера относятся иллюстративно описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации, в реально-практических ситуациях дети реально разрешают различные жизненные проблемы [10].
В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены следующие виды:
Игровая деятельность,
Познавательно-исследовательская деятельность,
Восприятие художественной литературы,
Конструирование и изобразительная деятельность,
Музыкальная деятельность,
Двигательная деятельность.
Для каждого вида деятельности характерны свои формы организации и методы руководства. Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» является ситуационный подход. По мнению В. А. Деркунской, основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация. Образовательная ситуация- это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями [4].
Кларина Л. М., Михайлова З. А. определяют понятие «развивающая ситуация». Это совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем.
Развивающая ситуация, по мнению авторов включает:
Гибкий сценарий,
Связь с опытом и интересами детей,
Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром,
Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества,
Рефлексию способов средств решения задач. Согласно данной концепции, развивающие ситуации подразделяются на :
Исследовательские (поисковые)
Коммуникативно-диалоговые, дискуссионные
Игровые, моделирующие
Бабаевой Т. И. выделены следующие типы ситуаций :
Игровые,
Практические (в том числе, ситуации выбора,
Условно-вербальные (иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические, оценочные).
Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть:
материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,
нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций педагогом. Созданные взрослым образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества [3].
Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательных ситуаций является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть, как и материальными (рассказ, рисунок, поделка, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций [10].
Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, умения обобщать знания по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы [4].
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений через их применение в новых условиях, на проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
В начале образовательной ситуации вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставится проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи [12].
Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов оценки детских достижений. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Таким образом, по мнению авторов программы «Детство», В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. «образовательная ситуация – структурная единица конструирования образовательного процесса», которая помогает воспитателю решать образовательные задачи. Системное использование ситуаций дает возможность педагогу отойти от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создать условия раскрепощенности, снять излишнюю регламентацию, позволяет раскрыть свое внутреннее состояние и образ «Я» ребенка. Только такие условия определяют успешность использования такой педагогической технологии, как образовательные ситуации [10].
Приведем алгоритм описания ОС, предложенный В. А. Деркунской:
1. Название, ориентированное на детей.
2. Задачи (1-2)
3. Контекст ситуации для педагога
4. Контекст ситуации для детей
5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)
Например, образовательная ситуация «Письмо»
Задачи: 1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально- нравственного содержания по серии сюжетных картин.
2. Стимулировать проявление творчества.
Контекст ситуации для педагога : детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально- нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию [3].
Логика работы: рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей. Контекст ситуации для детей : «В одном детском саду (во дворе, в магазине) произошло событие. Участники события (дети) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить. Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена. А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию, прекратить ссору, как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации. Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно». Подводя итог вышесказанному, отметим, что преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности и режимных моментах. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели [15].
Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению [9].
Таким образом, использование различных образовательных ситуаций : условно-вербальных (иллюстративно-описательных, прогностических, оценочных, имитационно-игровых, реально практических в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и разных видах детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы) в нашей методике позволяет создать эффект полного погружения в содержание и обеспечить активную субъектную позицию детей в освоении всех компонентов нравственной воспитанности.
Список литературы:
3. Абакумова А. Н. Образовательная ситуация как основная единица планирования по программе «Детство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=50647
4. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
9. Земкова Ю. Е. Образовательная ситуация как основная единица планирования по программе «Детство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dou75.ru/71/index.php?option=com_content&view=article&id=584%3A2016-02-26-11-12-22&catid=59%3A2016-02-29-06-00-17&Itemid=61
10. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева и др. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
11. Конохова Е. К. Образовательной ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников / Е. К. Конохова // Педагогическое образование в России. –2014. –№3. (дата обращения : 07.04.2018).
12. Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberpedia.su/12x1e74.html
15. Особенности работы в разны видах деятельности и культурных
практик [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infopedia.su/4xa53.html