Получи документы

Хакасские народные игры как воспитательный фактор в развитии личности ребенка

Снежана Сергеевна Гарбуз
Хакасские народные игры как воспитательный фактор в развитии личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Хакасские народные игры, как воспитательный фактор в развитии личности ребенка

В настоящее время усиливается интерес народов, проживающих на территории Республики Хакасия, к традиционной национальной культуре, возросла тяга к познанию утраченных ценностей этнической культуры, традиций, обычаев. Поэтому так важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Для того чтобы расти, расцветать и становиться мудрее, ребенок должен знать свои корни, по которым приходят опыт и знания людей, живших на земле задолго до нас. Мы живем в Республике Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт коренного населения, знать историю своей малой Родины!

Публикация «Хакасские народные игры как воспитательный фактор в развитии личности ребенка» размещена в разделах

Наша группа «Теремок» уже третий год работает по изучению истории, традиций и обычаев нашей родной республики, используя в своей работе хакасские национальные игры.

В нашей Республике живут в мире и дружбе много национальностей. И воспитании толерантности к культуре и быту другой национальности, является условием безопасности ребенка в многокультурном социуме.

Любовь к родному краю многогранна. И сегодня мне хочется затронуть тему «Хакасские игры», как один из компонентов здоровосберегающей игровой технологии.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К. Д. Ушинский, Е. А. Виноградов и др.) заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, развлечения, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребенка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных еще со времен Кыргызского государства (VI-XIII вв.). Необходимо отметить, что до сих пор особенности указанного вида народной культуры слабо изучены. К сожалению, в настоящее время многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни. В последнее время под влиянием русской культуры появились новые современные игры.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизни дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, запевка или жеребьевка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоко и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Подвижные игры.

«Перебеги через дорогу»

Начерчены 2 линии на расстоянии 5-6 м. дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий – кому начинать. Начинающая игру команда, собирается в тесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить.

Начинающая игру команда отходит на середину и расставляет игроков цепочкой вдоль дороги. Вторая команда перегруппировывается (по возможности скрытно). Затем по команде капитана устремляется к дороге и перебегают (просачиваются). Если это удается, т. е. если со всеми вместе перебегают и тот кто был намечен в поимке, игра должна продолжаться в прежнем составе. Если это не удалось, команда меняется местами.

Правила:

1. Ловить только намеченного, остальных пропускать.

2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи.

3. Успевший перебежать дорогу получает звание «Лютыр» (ловкий, быстрый).

4. Побеждает команда «матыров».

5. Для поимки выбираю нового игрока.

«Цыплята и коршуны».

Из числа детей выбирают «наседку» и «коршуна», остальные – цыплята.

Наседка и коршун становятся как можно дальше друг от друга. «Цыплята» становятся друг за другом, взявшись за талию и сцепив.

Каждый движется за впереди стоящим, а первый за наседкой. Наседка движется в разных направлениях, остановившись «царапает землю ногами, издает звуки, куль-куль-куль».

В это время налетает «коршун», размахивая крыльями. Ему положено хватать только последнего, он нападает то справа, то слева. Навстречу ему кидается наседка и ужасно кричит: «кот, кот, коот!»

Правила игры :

1. Схваченный цыпленок отпускает находящегося перед ним цыпленка и выходит из игры.

2. Коршун хватает только последнего цыпленка.

3. Самым ловким считается «наседка», спасая больше всех цыплят, и коршун, схвативший больше цыплят.

«Игра вокруг веревочки»

Может играть группа в 20 человек и более. Игроки, держась за веревку образуют круг. В центре круга ловец. Он должен поймать кого-либо из круга. Играющие могут отпускать веревку и отскакивать в сторону. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила:

1. Играющие держат веревку обеими руками.

2. В ходе игры веревку нельзя ронять на землю.

Малоподвижные и словесные игры.

«Хаас хур».

В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень (хаас хур). Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого-либо из сидящих. Кто замешкался, проследил и был застигнут с ремешком, занимает место в центре.

«Колечко».

На длинный шнур одевается кольцо. Концы шнура склеиваются. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В центре круга водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя 3-4 раза. Играющие двигают кольцо по шнуру. Водящий подает «Я иду искать». Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий нашел колечко, то он встает в круг, а игрок водит.

Правила:

1. Кольцо двигают по кругу тогда, когда водящий поворачивается.

2. Водящий говорит «Я иду искать» с закрытыми глазами.

«Спрячь рукавицу».

Выбирается водящий. Дети садятся на пол в круг с вытянутыми, слегка согнутыми ногами.

Водящий стоит в кругу. По знаку воспитателя сидящие быстро и незаметно для видящего передают под ногами рукавицу. Он должен угадать у кого она; назвать или указать «у тебя».

Если водящий угадает, они меняются местами. Если не указать, то ребенок, у которого рукавица, показывает ее и говорит: «чих, чих, сусмынчох»! Игра продолжается.

«Медведь и пень».

Водящий «медведь и пни». На полу круг д-3-4м. пни садятся лицом к центру, оставляя проходы между собой.

По сигналу водящий движется между пнями, слегка задевая их макушки. Поет «чабы, чабы медведь и пень, медведь и пень!» Следом крадется медведь, чтобы запятнать ею. Если поймает – оба становятся пнями. Выбираются новые участники.

Зимние игры.

1. «Сыргычах» - катание с горок на круглых льдинках.

2. «Чылгаях» - катание на санках по льду.

3. «Куренчик» - напоминает хоккей с шайбой.

4. «Чуурана (чазынчах)» - представляет хакасский вариант игры в прятки.

5. «Чаа-Чурух» - напоминает игру казаки разбойники.

6. «Киик-Чурух» - напоминает русскую игру «Волк во рву».

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Подвижные игры в развитии ребенкаПодвижные игры в развитии ребенка Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хакасские народные игры как воспитательный фактор в развитии личности ребенка
Опубликовано: 9 января 2022 в 17:40
+74Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Хакасские народные игры как воспитательный фактор в развитии личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Сергеевна Гарбуз (УИ 766591) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД