Бронникова Ольга Леонидовна
Конспект группового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности (старший возраст) «Звук [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках, устной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить правильное произношение звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках, устной речи.
2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами при повторении темы «Зимняя одежда».
3. Упражнять в употреблении существительных в винительном и дательном падежах при повторении темы «Зимняя одежда».
4. Научить образовывать множественное число глаголов в первом лице множественного числа.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Педагоги компенсирующей направленности
- Старшая группа
- Темочки
5. Закрепить употребление приставок и приставочных глаголов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
2. Формировать целенаправленную воздушную струю.
3. Развивать фонематический слух, дифференцировать звуки [ж-з].
4. Развивать навыки анализа и синтеза.
5. Развивать мышление, память, фантазию.
Воспитательные:
1. Воспитывать творческую активность.
2. Воспитывать мотивацию высказывания, коммуникативных навыков.
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная установка; экран; презентация «Женя и Жучка»; зеркала; ватные шарики; картинки со звуком [ж]; игрушка жук; звуковые линейки; листы с картинками для дифференциации звуков [ж-з]; кукла-звук; синий кружок; звонок.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика для звука [ж] (зеркала, ватные шарики) :
«Лопатка», «Вкусное варенье», «Парус», «Чашечка», «Грибок», «Фокус».
II. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять в употреблении существительных в винительном и дательном падежах при повторении темы «Зимняя одежда».
1. Логопед : Дети, посмотрите, кто к нам приполз (игрушка жук). Это жук. Хотел попасть в лето, а очутился в зиме. Давайте его согреем, подышим на него теплым воздухом, согреем в теплых ладошках, погладим его.
2. Логопед : Чтобы он не замерз, я отдам ему свою шапку. Но жук маленький, и я дам ему маленькую шапочку. А что вы дадите жуку?
Дети: Я отдам жуку свою курточку. И т. д. (сапожки, кофточку, шарфик, свитерок, брючки, варежки, шубку).
Логопед : Молодцы! Вы хорошие, добрые, заботливые лети, Теперь жук не замерзнет.
III. Закрепить правильное произношение звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках, устной речи.
1. Артикуляция звука [ж].
Логопед : А какой звук принес к нам на занятие наш жучок? Догадались?
Дети: Звук [ж].
Логопед : А как мы его произносим?
Дети:
Губы округлены и выдвинуты вперед «цветочком».
Зубы немного разомкнуты.
Кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат.
Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
Теплая воздушная струя выдыхается по середине языка.
Произносится с голосом.
2. Характеристика звука [ж].
Логопед : А какой это звук – гласный или согласный? Возьмем «ниточки», произнесем этот звук, Можно тянуть? А препятствие для воздушной струи есть?
Дети: «Ниточка» тянется, но воздух встречает препятствие на своем пути – язычок поднят вверх. Поэтому этот звук согласный.
Логопед : Правильно. А звук [ж] твердый или мягкий? Каким кружком обозначим?
Дети: Твердый. Синим кружком.
Логопед : Положите ладошки на горлышки, произнесите звук. Дрожит горлышко? Звонкий звук или глухой?
Дети: Горло дрожит, значит, звонкий. Подарим звуку звоночек.
(выставляется кукла-звук)
Логопед : А мягкая парочка у этого звука есть?
Дети: Нет.
3. Развивать фонематический слух:
а) закрепить произношение звука [ж] в цепочках слогов.
Дети повторяют цепочки слогов индивидуально и хором: жа-жа-же, жи-жу-жо и т. п.
б) дифференцировать звуки [ж-з].
На листах картона 4 картинки, по две со звуками [ж] и [з]. Надо картинки со звуком [ж] «положить в один мешочек» - обвести их фломастером (взаимопроверка в парах детей).
в) определить место звука [ж] в слове :
- дети называют картинки;
- определяют место звука и показывают на звуковых линейках;
- выясняют, что в конце слова звук [ж] не «живет», не слышен.
4. Закрепление звука [ж] в устной речи.
а) Динамическая пауза. Образование множественное число глаголов в первом лице множественного числа. Выполняется на ковре.
Логопед : Теперь возьмем нашего жучка и пойдем с ним на полянку. Я – жук. Я одна, а вас много. Я буду говорить о себе, а вы – о вас.
Я бегу, бегу, бегу…
Дети: Мы бежим, бежим, бежим…
Логопед : И на месте не стою…
Дети: И на месте не стоим.
Логопед : А потом сижу, сижу…
Дети: А потом сидим, сидим…
Логопед : И жужжу, жужжу, жужжу…
Дети: И жужжим, жужжим, жужжим…
Логопед : А потом встаю, встаю…
Дети: А потом встаем, встаем…
Логопед : И домой иду, иду…
Дети: И домой идем, идем (садятся).
б) Чистоговорка. Дети повторяют за логопедом (есть презентация) :
«Ежи и ужи»
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Есть ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Вот ужи пришли к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ты ежат нам покажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Бегут ежата от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Ужи уходят от ужа.
в) Закрепление звука [ж] в устной речи. Практическое употребление приставок и приставочных глаголов. Презентация «Женя и Жучка».
Логопед : Дети, посмотрите, запомните и перескажите текст.
Текст презентации:
В маленьком домике жил мальчик Женя. У Жени была собака Жучка.
Однажды Женя и Жучка пошли в лес. Женя собирал жёлуди,
а Жучка бегала за жуками. Потом Женя услышал, что Жучка громко лает.
Он побежал и увидел, что Жучка лает на семейку ежей. Там были
мама-ежиха и два ежонка. Ежи испугались и в лес убежали.
А Женя и Жучка пошли домой. Вдруг они увидели желтую жабу. Жаба спряталась за куст крыжовника. По дороге Женя и Жучка встретили двух ужей, которые уползли в желтые цветы.
Женя подошел к дому. И Жучка подошла к дому. Женя зашел за дом.
И Жучка зашла за дом. Женя обошел вокруг дома. И Жучка обошла
вокруг дома. Женя вышел из-за дома. И Жучка вышла из-за дома. Женя отошел от дома. И Жучка отошла от дома. Потом Женя вошел в дом. И Жучка вошла в дом.
Логопед : Понравилась сказка? Расскажите ее нашему жуку.
Дети пересказывают текст по цепочке с опорой на слайды.
IV.Итог.
Логопед : Наш жучок сделал вам подарок – позвал своих братцев-жучков. Какого они цвета?
Дети: Желтого и синего.
Логопед : Если вам понравилось занятие, возьмите желтого жучка, а если нет – синего. А наш жучок - «божья коровка» - прощается с нами до весны. Попрощайтесь с ним, поблагодарите его хорошими словами.
Дети (гладят жука) : Спасибо. Ты хороший. Ты добрый. Ты помогал нам. И т. д.
Логопед : Дома нарисуйте портрет нашего помощника жука.